Не могу найти информацию по изображенному событию на нотгельде Ратибора (Рацибуж) в 10 марок 1922 г.
Смысловой перевод с немецкого таков:
Когда 16 января (?) 1290 (или 1790 (?)) Ратибор стали одолевать скифы, внезапно появился св. Маркелл с огромной дубиной. Скифы пустились в бегство и в панике тысячами погибали.
Кто знает, о чем вообще речь? Какие скифы в 1290 г.?
Рольф может наведет на нужную мысль или поиск?
город Ратибор расположенный на высоком берегу реки Одры древний Рацибуж является исторической столицей Верхней Силезии. Еще в 1108 о нем в своих знаменитых хрониках упоминал Галл Аноним. Некоторые историки даже предложили интересную гипотезу, согласно которой эта местность была заселена на добрых парочку столетий раньше, чем Мешко окрестил Польшу. Название города объясняют двумя способами: ключевое словосочетание «rati» и «bor» может означать, как «валить лес», так и «бороться с врагом». Кстати, до появления христианства, мужское имя «Ратибор» было весьма популярно у славян.
Городские права Рацибуж получил в далеком 1299 году.
[quote="Рольф Майзингер" Какие скифы в 1290 г.?[/quote]
Начиная с эпохи Великого переселения народов этноним «скифы» используется в источниках для наименования различных народов, населявших территорию Великой Скифии. «Скифами» называют готов, восточных славян, хазар, печенегов, аланов и другие народы.
Что же до имени, то Маркелл (Маркел) в переводе с латинского языка «воинственный», дословно: посвященный Марсу.
Местная легенда, проиллюстрированная на нотгельде. Уточните, о каком святом Маркелле идет речь, их несколько.
Я тоже уверен, что речь не о тех скифах. Если и в самом деле имеется ввиду 13 в., то это скорее всего татаро-монголы. Хотя, последний раз они нападали на Польшу несколькими десятилетиями раньше 1290 г.
По поводу св. Маркелла однозначного ответа не нашел. Под св. Маркелом значится Маркелл Танжерский (3-4 вв.). Вроде был еще один в средние века. Тоже принявший мученическую смерть. Находил и такую информацию - св. Маркелл считался (считается) патроном города Ратибор.
Но вот о явлении св. Маркелла в небе над какой-то битвой вблизи Ратибора ничего пока не обнаружил.
20 марта 1241 года отряд монголов попытался у Ратибора переправиться через Одер. Отряд под командованием князя Мешко II Отылы разбил монголов.
Но, скорее всего речь идет о третьем вторжении монголов в Польшу, в декабре 1288 года. Тогда был осажден Краков, отряды ордынцев нападали на соседние города.
Напишите в местную администрацию (e-mail: [Е-Mail]), может, он помогут с более конкретной информацией.
Кое-что удалось выяснить благодаря немецко-польским коллекционерам. С удовольствием делюсь информацией.
На нотгельде изображена битва за Ратибор в 1290 г. Поляки подверглись нападению русов (славян) галицкого князя Льва I Даниловича (1228-1301). Кстати город Львов был назван в его честь. А его двоюродным братом был Александ Невский.
Как здесь уже упоминалось, славянские племена тогда не иначе как скифами и не называли.
В городских архивах сохранились упоминания о том, что поляки уже были готовы сдаться, когда в небе над сражением и появилась огромная фигура святого с дубиной в руке. Войско галицкого князя обратилось в бегство и под копытами перепуганых коней погибли многие из его воинов. С тех пор будто бы св. Маркелл и считается покровителем города Ратибора (Рацибужа).
Изображение на боне - это репродукция картины до сих пор хранящейся в приходской церквушке. И описание события на нотгельде оттуда же (рисунок прикрепляю).
Если кому-то доведется узнать более подробно о чуде с участием св. Маркелла, буду благодарен, если поделитесь здесь инфой.
После смерти короля Польши Болеслава V Стыдливого Лев I Данилович в 1279 году в союзе с чешским королём Вацлавом II пытался захватить Краков. Так как Болеслав, приходившийся Льву свояком (жена Льва Констанция была родной сестрой Кунигунды, жены Болеслава), умер бездетным, Лев стал претендовать и на польский трон, но краковские вельможи избрали князем Лешека Чёрного. После этого Лев обратился за помощью к золотоордынскому беклярбеку Ногаю, который послал татарские войска на помощь Льву. Поход Льва на Краков был неудачен: по сказаниям польско-литовских хроник, он потерял 7 знамён, 8 тыс. убитыми и 2 тыс. пленными.
Явление святого на поле битвы - расхожий мотив позднего Средневековья. А всеми виною Константин с его "ΤΟΥΤΟ ΝΙΚΑ"
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете присоединять файлы в этом форуме Вы можете скачивать файлы из этого форума