10.000 рублей 1995 - на просвет
10.000 рублей 1995 - на просвет в инфракрасном спектре
10.000 рублей 1995 - антистокс
10.000 рублей 1995 - лицевая сторона под ультрафиолетом 275нм
Эскизов 50.000 рублей 1995 года у меня тоже, к сожалению, нет. Известно только, что по изначальному проекту 1993-го изображение Санкт-Петербурга планировалось разместить на тысяче рублей.
Эскизов нет - сразу к фотографиям!
50.000 рублей 1995 - видимое изображение
50.000 рублей 1995 - под ультрафиолетом 365нм
50.000 рублей 1995 - инфракрасное изображение 940нм
50.000 рублей 1995 - на просвет
50.000 рублей 1995 - на просвет в инфракрасном спектре
50.000 рублей 1995 - антистокс
50.000 рублей 1995 - лицевая сторона под ультрафиолетом 275нм
Хронологически самый первый, но "по весу" самый последний (до расширения номинального ряда позднее) из выпущенной в 1995 году линейки - красавец стотысячник повторил достижение расчетного знака 1921 года по количеству нулей (среди центральных выпусков). Москва красовалась не привычным всем Кремлём, а культурной стороной - Большой Театр был выбран лицом столицы на банкнотах. Правда, вот уже какое по счету десятилетие некоторые товарищи периодически видят на банкноте только лишь член Аполлона, и требуют "запретить, не пущщать и наказать", но это уже вопрос личных предпочтений. Что же касается дизайна - изначально в 1993 году Большой Театр украшал проект банкноты в 5000 рублей, а затем, в феврале 1995-го Войлуковым был утвержден эскиз для 100.000, с резолюцией, требующей уточнения положения кипп-эффекта. Чуть более, чем через 3 месяца, в конце мая готовый билет был представлен россиянам, и почти два года был самым "весомым" номиналом, пока жесткая рука инфляции не передала корону полумиллионной банкноте (но об этом чуть позже).
Итак, эскизы 5000 рублей 1994 года и 100.000 рублей 1995 года.
100.000 рублей 1995 - на просвет
100.000 рублей 1995 - на просвет в инфракрасном спектре
100.000 рублей 1995 - антистокс
100.000 рублей 1995 - лицевая сторона под ультрафиолетом 275нм
Завершить обзор выпуска 1995 года реальными спектральными фотографиями, к сожалению, не получится, потому что 500.000 рублей отсутствуют в моем небольшом собрании. Может быть когда-нибудь потом я добавлю в тему и эти снимки.
Хотелось бы сказать пару слов про эскиз, легший в основу банкноты. Доступные рассмотренные проекты "городской серии", разработанные в апреле-июле 1993 года имели номиналы, характерные как раз для того периода: 100 рублей с Новгородом, 500 с Владивостоком, 1000 с Санкт-Петербургом, 5000 с Москвой и 10.000 с Волгоградом, который быстро сменился на Красноярск. Инфляция съедала эти номиналы очень быстро, и в какой-то момент (возможно, предполагая деноминацию) стали заблаговременно готовиться проекты и для небольших номиналов. В Музее истории денег есть эскизы 1 рубля с Новосибирском и 5 рублей с Архангельском, датированные июнем 1994 года, которые не несут на себе никаких резолюций об утверждении, но тем не менее стоит обратить внимание именно на пятирублевый проект. В общих чертах он повторяет знакомую нам банкноту. Виден Соловецкий монастырь на обороте, всё тот же памятник Петру I, только вот корабль в порту другой. В одном из интервью автор эскиза - Игорь Сергеевич Крылков - прямо об этом сказал: "На фотографии, с которой я срисовывал порт, стоял современный пароход". Но впоследствии пароход было предложено заменить, так как он "не стыкуется с общей идеей банкноты", так вместо парохода в архангельском порту появился парусник, который никогда в этот порт не заходил... По расположению мачт и оборудования на палубе кто-то определил, что это аргентинский "Либертад", что породило некоторое недоумение, но как бы то ни было, парусник занимает своё место на банкноте и по сей день (правда, в последней модификации 2010 года его попытались немного перерисовать и "обезличить").
Привлекает внимание более поздний проект, датированный маем 1996 года, на нем и Пётр, и парусник, и Соловки во всей красе. Только вот номинал - уже в деноминированных рублях. А это наталкивает на мысль, что к тому моменту уже была запланирована "ампутация", причем без существенного изменения внешнего вида банкнот, но с расширением номинального ряда - после срезания трёх нулей сторублевка уже не виделась самой старшей, и художники создавали эскизы для более крупных номиналов. Но, перефразируя идиому, "Центробанк предполагает, а инфляция располагает", незадолго до деноминации экономическая ситуация вынудила выпустить в марте 1997 года банкноту в 500.000 рублей, основанную на проекте 500 рублей с Архангельском. В обороте "полумиллионник" был недолго (что в совокупности с его высоким номиналом привело к значительной стоимости этой банкноты на рынке в текущий момент), и уже в следующем 1998 году появились привычные нам (и задуманные изначально) 500 рублей.
Напоследок хочется еще немного погрустить по поводу того, что в замечательной книге-альбоме "Деньги, которых не было", посвященной невыпущенным проектам банкнот, есть подробные рассказы о "давно ушедших эпохах", а вот по "современной истории", в частности, по городской серии и юбилейным сторублёвкам 2013-2018 годов информация очень скудная.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете присоединять файлы в этом форуме Вы можете скачивать файлы из этого форума