Прошу коллег ...высказать свои замечания и предложения.
Критика приветствуется, ...
Ну, для начала, нужно убрать букву "ц" в конце фразы "описание которой мне не встречалось" (С. 1).
Затем не совсем понятно, зачем Вы пишете о характеристиках бумаги, на которой печатался выпуск без обозначения серии (С. 2), если в отношении последующих выпусков этот (характеристик бумаги) вопрос Вас нисколько не занимает?
Не могу не согласиться с Вашим выводом, что "делать какие-либо выводы - преждевременно" (С. 3).
Если речь идет не о фальшивках (экземпляры со значительным горизонтальным смещением фонового рисунка реверса), то такое отклонение от нормы скорее следовало бы отнести не к разновидности или еще одному типу, а к достаточно массовому в пределах определенного номерного диапазона (пока еще недостаточно исследованному, чтобы можно было говорить об его однородности) браку.
Браку, ибо очевидно, что приблизительное совпадение стандартного расположения фоновых виньеток на "купонном поле" с обеих сторон банкноты было предусмотрено изначально (имея в виду наличие достаточного свободного места для нанесения серии и номера по вертикальному краю банкноты вне зависимости от того, с какой ее стороны было бы принято решение их наносить).
Вот у одесских пятерок серия и номер нанесены на купонном поле обратной стороны банкноты (но у пятерок, в отличие от трояков, иной альтернативы вертикального расположения серии и номера дизайн не предусматривал).
У экземпляров же с сильным смещением фонового рисунка (речь о трояках), если бы было принято такое решение, никак не получилось бы разместить серию и номер на купонном поле реверса по вертикали без того, чтобы они не "наползли" на виньетку с предупреждающим текстом.
Если речь идет не о фальшивках (экземпляры со значительным горизонтальным смещением фонового рисунка реверса), то такое отклонение от нормы скорее следовало бы отнести не к разновидности или еще одному типу, а к достаточно массовому в пределах определенного номерного диапазона (пока еще недостаточно исследованному, чтобы можно было говорить об его однородности) браку.
Вот и первая проблема обозначена
Решить ее поможет накопление статистического материала и его изучение.
Согласно имеющейся статистики, по выпуску Разменного билета г. Одесса
номиналом 3 рубля образца 1917 года серии «А», билет имеет две разновидности
по полиграфическому исполнению.
1-ая разновидность - виньетки со словами «ПОДДЕЛКА ПРЕСЛЕДУЕТСЯ ЗАКОНОМ»
расположена, как и у всех остальных серий этого номинала.
2-ая разновидность - виньетка смещена к левому краю билета.
Возможно, это результат применения двух клише или технологического сбоя
при печати отдельных номеров билета серии «А».
Предположение о том, что билеты 2-ой разновидности являются фальшивыми
является несостоятельным. Само название, «Разменный билет», говорит о том,
что номиналы 3, 5 и 10 рублей выпускались в качестве разменной монеты.
Как известно начиная с 1916 и по 1924 год, как в царской, так и в советской России
монеты в обращение не поступали, а выпускались «Разменные марки-деньги».
«Разменные казначейские знаки», «Расчётные знаки» и учитывая огромную инфляцию
в эти годы они имели ничтожную ценность и поэтому для фальшивомонетчиков
были не рентабельны.
Об этом говориться и в одном из рефератов по денежным знакам г. Одессы:
Одесские боны номиналом ниже 10 рублей подделывать было долго, практически
в убыток себе. Потому фальшивки начинались с десятирублёвой купюры.
«Торгово-промышленная газета» писала 12 сентября 1918:
«Правительственная ревизионная комиссия представила одесскому градоначальнику
доклад, в котором указывает, что поддельные городские десятирублевики продаются
по 750 рублей за тысячу, и предлагает изъять из обращения денежные знаки в 10 рублей.»
Представляю билеты 1-го и 2-го типа, которые удалось зафиксировать.
Очень хотелось бы увидеть обобщенную работу по банкнотам Одессы.
Собираю данные по редкости банкнот Ростова/ВСЮР. Для сопоставления редкости банкнот собирал и статистику банкнот Одессы. Ниже выкладываю базу продаж Одессы за период с апреля 2014 по март 2015. Может быть она будет полезна
Предположение о том, что билеты 2-ой разновидности являются фальшивыми является несостоятельным. Само название, «Разменный билет», говорит о том, что номиналы 3, 5 и 10 рублей выпускались в качестве разменной монеты.
Как известно начиная с 1916 и по 1924 год, как в царской, так и в советской России монеты в обращение не поступали, а выпускались «Разменные марки-деньги».
«Разменные казначейские знаки», «Расчётные знаки» и учитывая огромную инфляцию в эти годы они имели ничтожную ценность и поэтому для фальшивомонетчиков были не рентабельны.
Об этом говориться и в одном из рефератов по денежным знакам г. Одессы:
Одесские боны номиналом ниже 10 рублей подделывать было долго, практически в убыток себе. Потому фальшивки начинались с десятирублёвой купюры.
Не берусь утверждать по поводу первого выделенного места, так как не держал экземпляры со смещением фона (виньетки) в руках и не имел возможности их внимательно исследовать на предмет наличия или отсутствия особенностей в их клише, которые бы позволили или не позволили однозначно отнести их к фальшивкам.
Но вот что касается прочих выделенных мест приведенной аргументации, в основных посылах заимствованной из поверхностной и полной неточностей (ее автор полагает, что выпуск одесских разменных билетов закончился в начале 1919 г., хотя это не так) статьи в "Википедии" - категорически согласиться не могу, ибо в 1918-ом активно подделывали не то что "разменные билеты г. Одессы", но и даже "разменные марки г. Одессы", гораздо меньших, чем "разменные билеты", номиналов. В 1918-ом, особенно до осени - это окупалось и однозначно "овчинка выделки стоила". Параллельно в то же самое время массово подделывались и украинские "шагивки", практически соразмерные по своим номиналам одесским "разменным маркам".
Считаю, что пока рано однозначно говорить о "втором типе" подлинных "разменных билетов г. Одессы" номиналом 3 руб серии "А" - нужно тщательно исследовать как особенности (если таковые имеются) клише билетов со смещением фона, так и их номерной диапазон (на его прерывность или непрерывность а также на наличие номерной "диффузии" со стандартными билетами серии "А").
Результат в итоге - может оказаться как таким, как Вы предполагаете, так и совершенно иным...
Не берусь утверждать по поводу первого выделенного места, так как не держал экземпляры со смещением фона (виньетки) в руках и не имел возможности их внимательно исследовать на предмет наличия или отсутствия особенностей в их клише, которые бы позволили или не позволили однозначно отнести их к фальшивкам.
Уважаемый bonjour, у меня имеется возможность
сравнить билет серии «А» с о смещенной виньеткой,
так как они имеются у меня в наличие.
Вот лицевая, оборотная стороны и сканы на просвет
трёх билетов без серии, серии А и В.
По всем параметрам в оформлении и структуре бумаги
они идентичны.
Вот лицевая, оборотная стороны и сканы на просвет
трёх билетов без серии, серии А и В.
По всем параметрам в оформлении и структуре бумаги
они идентичны.
Премного благодарен, уважаемый Борис36, за сканы!
Не обещаю, что сегодня, но на днях обязательно посижу на досуге и изучу внимательно особенности клише представленных Вами экземпляров.
Особой разницы в фрагменте «портрет Меркурия» по-моему нет.
На нечёткость отдельных элементов лица повлияло то, что первые серии
печатались на рыхлой бумаге, да и сказывается износ билетов.
Вот фрагменты билета «портрет Меркурия» непосредственно
с Разменных билетов, а также со сканов.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете присоединять файлы в этом форуме Вы можете скачивать файлы из этого форума
Для улучшенРСвЂВР РЋР РЏ работы сайта Р В Р’В Р РЋР’ВР РЋРІР‚в„– Р В Р’В Р РЋРІР‚ВспользуеРѠфайлы cookie.
Р›РСвЂВстая странРСвЂВцы "Р В РІР‚ВВР В РЎв„ў", РІС‹ автоРСВВатРСвЂВческРцРТвЂВаете согласРСвЂВР В Р’Вµ Р Р…Р В° обработку Р В Р’В Р СћРІР‚Ванных.