Хочу уточнить что впервые банкноты с изображением скульптур этих трёх исторических личностей были выпущены в обращение в 1956 году. Это бона номиналом 1000 эскудо. Так же известны пробные оттиски этой боны с датой 1945.
Всегда рад любого рода уточнениям! Иначе всего охватить просто невозможно Благодарю!
Выходит, что художники, рисовавшие эскизы к более ранним купюрам, воспользовались изображениями еще с первого варианта Монумента Открытий, который был создан в 1940-м году. В рамках выставки Португальский Мир, проходившей в Лиссабоне. Но тот был гораздо меньше нынешнего. Ибо на его создание скульптору дали всего 8 месяцев.
Второй фрагмент скульптурной композиции Монумента Открытий (кстати, тоже с правой стороны!), позаимствованный художниками для оформления португальских купюр, украсил банкноту в 500 эскудо 1979 г. Если считать от Генриха Мореплавателя, то это 5 и 6 фигуры (на банкноте они «зеркально» развернуты!). Левая фигура (№5 на памятнике) – это португальский мореплаватель 15 в. Жил Эанеш. Считается, что эпоха Великих географических открытий началась с того самого момента, как он в 1434 г. обогнул мыс Богадор (Западная Африка). В руках он держит астролябию.
За ним расположился первооткрыватель Бразилии Педру Алвариш Кабрал (1467-1520). У него в руках еще один важный измерительный прибор эпохи Великих географических открытий – квадрант.
Под банкнотным изображением проставлено имя скульптора Леополда Алмейду, вместе с архитектором Котинелли Темо создававшего Монумент Открытий.
Хочу ещё раз уточнить что вторая скульптура изображает математика и астронома Педру Нуниша, а Кабрал на левой стороне монумента.
И его портреты на прежних национальных дензнаках.
Кстати, вот эта монета, как мне кажется, оказывается в коллекциях начинающих нумизматов одной из первых. Уж очень часто встречается.
Иллюстрация купюры в 100 эскудо 1961 г. взята из сети.
В Лиссабоне из того, что так или иначе было отображено на старых португальских банкнотах, я ничего больше не встретил.
Есть еще монетные изображения отдельных достопримечательностей (и, кстати, довольно точные). Но о них позже.
Пока же выкладываю здесь скан португальской купюры в 50 эскудо 1980 г. с видом на один из красивейших городков страны - Синтру. Впрочем, как на дензнаке (видимо срисовано со старинной гравюры), Синтра выглядела в 1507 г. (?). Если верить подписи под картинкой. Сегодня все разительно поменялось. И, пожалуй, кроме двух знаменитых огромных дымоходов (на банкноте они еще и дымят! ) Королевского дворца, как и его самого (только перестроенного), из изображенного на полтиннике, там едва ли что сохранилось. Высота белоснежных труб 33 метра!
Ниже фото из современной Синтры.
А вот интересно, носорог на балгарской купюре в 10 левов (также 10000) 2008 г. откуда взялся (иллюстрация из интернета)? Кто-нибудь знает? Он здорово похож на дюреровского
Взето е изображението на носорог от "Рибен буквар" на Петър Берон, издадено в Брашов (Румъния) през 1824.
Взето е изображението на носорог от "Рибен буквар" на Петър Берон, издадено в Брашов (Румъния) през 1824.
Я так понимаю, что на этой болгарской купюре как раз и изображен титульный лист «Рыбного букваря» Петра Берона. А о носороге речь там шла в седьмом разделе (если верить Вики). Но вот что интересно! На момент, когда этот букварь, а он «был последним учебником, который изучали от корки до корки» (Петр Карапертов), был издан (1824 г.), в Европе носорогов уж точно видели не раз и хорошо знали как они выглядят. Почему же тогда этот, из букваря, так похож на дюреровского, как думаете?
Взето е изображението на носорог от "Рибен буквар" на Петър Берон, издадено в Брашов (Румъния) през 1824.
Я так понимаю, что на этой болгарской купюре как раз и изображен титульный лист «Рыбного букваря» Петра Берона. А о носороге речь там шла в седьмом разделе (если верить Вики). Но вот что интересно! На момент, когда этот букварь, а он «был последним учебником, который изучали от корки до корки» (Петр Карапертов), был издан (1824 г.), в Европе носорогов уж точно видели не раз и хорошо знали как они выглядят. Почему же тогда этот, из букваря, так похож на дюреровского, как думаете?
Идея си нямам !
Вероятно до написването на буквара, Петър Берон да не е виждал носорог на живо, а да е взел изображение, което му се е струвало достатъчно подходящо. Вероятно...
Теперь несколько слов о монастыре Жеронимуш (монастырь иеронимитов) в Лиссабоне, изображение которого украшает португальскую памятную монету 2009 г. в 2,5 евро.
На месте этого монастыря с середины 15 в. находилась часовня св. Марии Беленской (Санта Мария де Белен или Риштеллу (?)) рыцарского (монашеского) ордена Христа. По легенде в ночь (7 июля 1497 г.) перед отплытием в Индию там молился Васко да Гама.
Его портреты украшают многочисленные дензнаки страны. В том числе и банкноту в 5000 эскудо 1997 г. (изображение взято из сети)
В монастыре Жеронимуш он и обрел последний покой. Правда бренным останкам великого мореплавателя пришлось испытать приключения наверное ни чуть не меньшие, чем живому Васко да Гаме. Во-первых, после смерти адмирала (1524) в Индии его останки вывезли в Португалию только в 1539 г. Их погребли в старой церкви Богоматери Реликвий в Видигейре. В 1593 г. их перенесли в нынешнюю церковь Богоматери Реликвий. В конце мая 1834 г. церковь по приказу правительства «осовбодили» от монахов и закрыли.
Однажды ночью в заброшенную обитель пробрались воры и в поисках ценностей осквернили остававшиеся там захоронения: могильные камни разбили, а кости разбросали. В таком состоянии погребение Васко да Гамы и его семьи находилось вплоть до сентября 1841 г.
В апреле 1880 г. прах великого человека с большой помпой (салютами, пышными речами, военным «парадом» и т.д.) был перезахоронен в монастыре Жеронимуш (кстати, одновременно туда был перевезен и прах мореплавателя-поэта Камоэнса!). Однако, по причине того, что медицинского освидетельствования останков не проводилось, в саркофаге оказались сразу несколько перемешаных костяков «там были черепа, берцовые и голенные кости, которые, по-видимому, принадлежали четырем скелетам» (Харт Генри «Морской путь в Индию»).
Впрочем, позже всплыли документы, указывавшие и на еще более чудовищную ошибку. Выяснилось, что и среди перезахороненых «четырех скелетов» Васко да Гамы не было (скорее всего)! И его прах по прежнему находился в Видигейре.
Ситуация худо ли бедно ли была исправлена только в конце 19 в. «останки были помещены в могилу утром 9 мая 1898 года после несложной церемонии». Выходит, что саркофаг Васко да Гамы содержит в себе целое фамильное захоронение. Во всяком случае, я не нашел информации о повторном перезахоронении уже упоминавшихся «четырех скелетов».
Изящная гробница была создана Симаном Жузе да Луш Суриану. При этом, сам Гама изображен таким «каким он был, по описанию Корреа, перед погребением в Кочин» (город в Индии). На саркофаге герб адмирала (он же губернатор Португальской Индии и вице-король Индии (правда в этой должности он пребывал всего три месяца!). А под крышкой двустишье из «Лузиад» Камоэнса
Монастырь выполнен в так называемом стиле мануэлино (от имени короля Мануэла I). Первый камень был заложен 6 января 1502 г. В общей сложности монастырь возводили на протяжении целого столетия. Кстати в основном на деньги от импорта экзотических товаров (пряности из Индии, слоновая кость и т.д.). С этой целью был введен специальный 5-типроцентный налог.
Общий архитектурный концепт здания принадлежал зодчему Бойтаку. Здание ну очень красивое и импозантное. Много резьбы по камню, статуй. Уже не говоря о содержимом захоронений (помимо тех, что уже упомянуты) и алтарей. В украшении потолка бросилась в глаза одна замечательная разетка. Смотрите фотографии. Фрагмент этого потолка, кстати, украсил и аверс уже описанной выше памятной монеты (фото прилагается).
Не совсем понятно что это за мореплаватель! А то, что это один из португальских мореходов лично у меня не вызывает сомнений. Человек изображен в типичной для них шляпе. Такой же головной убор встречается на монетах, посвященных все тому же Васко да Гаме и Кабралу. Но возможно на медальоне с потолка ни тот, и ни другой. А лишь собирательный образ.
Кстати, совершенно оригинальные шляпы Ти-и-лангга, у жителей самого южного из обитаемых тостровов Индонезии – Роте (Роти), которые те плетут из листьев пальмы лонтар, будто бы были подсмотрены аборигенами у португальских мореплавателей. И они действительно похожи на шляпы на монетах и потолочной розетке из монастыря иеронимитов.
В заключении хотел бы обратить ваше внимание еще и на изображение южного портала монастыря на монете в 2,5 евро. Его в 1518 г. сработал мастер Жоан де Каштильо.
Для сравнения выкладываю сделланое мной фото этого прекрасного произведения средневекового зодчества. Хорошо заметно, что дизайнер дензнака, чтобы оставаться в рамках монетного поля, немного «приплющил» весь портал .
Кстати, колонну между почти всегда закрытыми дверями портала венчает статуя Генриха Мореплавателя (портрет мореплавателя с банкноты в 10000 рейсов 1908 г.).
Часовой пояс: GMT + 2 На страницу Пред.1, 2, 3След.
Страница 2 из 3
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете присоединять файлы в этом форуме Вы можете скачивать файлы из этого форума
Для улучшенРСвЂВВВР РЋР РЏ работы сайта Р В Р’В Р РЋР’ВВВР РЋРІР‚в„– Р В Р’В Р РЋРІР‚ВВВспользуеРѠфайлы cookie.
Р›РСвЂВВВстая странРСвЂВВВцы "Р В РІР‚ВВВВР В РЎв„ў", РІС‹ автоРСВВВВатРСвЂВВВческРцРТвЂВВВаете согласРСвЂВВВР В Р’Вµ Р Р…Р В° обработку Р В Р’В Р СћРІР‚ВВВанных.