Беларусь. 500, 1000 и 20 тысяч - были, но кое-что пропустили
100.000 рублей 2000 (2005)
Несвижский замок с рисунка Наполеона Орды 1876 года
Наполео́н О́рда (1807 - 1883), среди его произведений был альбом видов губерний Гродненской, Виленской, Минской, Ковенской, Волынской, Подольской и Киевской, материал для которого собрал во время своих путешествий.
На каждом рисунке Орды есть небольшая деталь — непринужденно, словно ненароком, изображены люди.
Творческим и жизненным кредо художника были слова: «Кто хоть горстью землю носит, тот сможет насыпать гору». Имя художника и его творчество хорошо известны в Беларуси и Польше. Издавались отдельные альбомы его рисунков, каталоги произведений. Среди белорусских работ Орды: «Воложинский дворец», «Геранёнский замок», «Дятловская усадьба», «Закозельская усадьба», «Логойский парк», «Ружанский дворец», «Скоковский дворец», «Минск. Соборная площадь», «Свислочь», «Гродно», «Освея», «Кревский замок», «Новогрудок» (1850—1870-е годы). По его рисункам и акварелям в 1873—1883 годах созданы (художник А. Мисурович) и изданы в Варшаве литографии (260 графических листов в 8 сериях).
Именем Наполеона Орды названа улица в Минске, работа художника (изображение Несвижского замка Радзивиллов) запечатлена на самой крупной белорусской банкноте (100 000 рублей).
Месика 100 мексиканских песо 1974 год.
Аверс: портрет В.Карранза, на фоне фрагмент картины "La Trinchera".
Реверс: каменная фигура (Тулы. Мексика)
Культура тольтеков процветала в течение четырех веков, до 1150 года нашей эры, оказывая заметное влияние на огромном пространстве вплоть до территории нынешней Центральной Америки. Согласно историческим справкам, в период расцвета, приходящегося на 900-1000 годы нашей эры, Тулой правил воин-священник Топилтсин Кецалькоатль. По некоторым версиям, он был свергнут, но бежал на полуостров Юкатан. После долгого путешествия Кецалькоатль остановился в городе индейцев майя Чичен-Ице, где до сегодняшнего дня сохранились изображения на камне, очень схожие с тольтекскими. По мнению историков, тольтекская культура оказала заметное влияние и на империю ацтеков со столицей Теночтитлан, на развалинах которой покоится нынешний Мехико
Мексика 10000 мексиканских песо 1983 год.
Аверс:портрет Лазаро Карденаса.
реверс резьба по камню Койольшауки.
Койольшауки (исп. Coyolxauhqui — «Золотые колокольчики») — в мифологии ацтеков богиня Луны и (по некоторым версиям) Млечного пути. Изображалась с золотыми колокольчиками, или шарами, на щеках. Старшая дочь богини Коатликуэ, которую та родила от обсидианового ножа, и сестра 400 богов южного звёздного неба Сенцонуицнауа. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.
Когда Коатликуэ забеременела от шара из перьев колибри, Койольшауки сочла её опозоренной и убедила братьев убить мать, чтобы смыть оскорбление. Однако Уицилопочтли выпрыгнул из чрева матери в полном воинском облачении и убил сестру, а братьев обратил в бегство и многих перебил. Пылающим змеем Шиукоатлем он отрубил Койольшауки голову, которая упала к подножью храма Коатепек, где скрывалась Коатликуэ. Затем он забросил отрубленную голову высоко в небо, где та стала луной (таким образом, Коатликуэ могла каждую ночь видеть на небе лицо своей дочери). Тело сестры Уицилопочтли расчленил и бросил в глубокое ущелье.
Считается, что в мифе о смерти Койольшауки отражено представление о солнце, олицетворяемом Уицилопочтли, которое разгоняет ночную тьму. Койольшауки можно считать ацтекской ипостасью лунного божества Мецтли, обычно изображаемого мужчиной. Как правило, её представляли в виде воительницы — с обнажённой грудью, но со шлемом на голове и со змеями (или верёвками) на руках и вокруг талии, либо в виде отрубленной головы. Там, на круглом камне в основании лестницы Главного храма Теночтитлана, Койольшауки изображена распростёртой ничком, с отсечёнными от тела конечностями и головой и черепом, привязанным к поясу
Мексика 20 мексиканских песо 2001 год.
аверс: портрет Бенито Хуареса.
Реверс: монумент "Камера Хуарес"
Несмотря на свою низкорослость, Бенито Хуарес добился чрезвычайно многого. Он начал свою карьеру простым свинопасом, но, в конце концов, уселся в президентское кресло. Хуарес и его кресло запечатлены на главной скульптурной группе монумента.
Бенито Хуарес считается самым низким из известных мировых лидеров, его рост составлял 135 см
Мексика 100 мексиканских песо 2000.
аверс: портрет мексиканского поэта, царя Незахуалкойотля, на фоне фигура ацтека.
Реверс: статуя бога витиеватой песни Хочипилли.
Хочипилли - “Владыка цветов”. Бог цветов, маиса, любви, игр (в мяч в том числе), красоты, песен, танцев и веселья. Муж Майяуэль и брат-близнец Шочикецаль, сын Тласольтеотль. Часто его ассоциируют с Макуильшочитлем (“5 цветов”). Изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром в руках, на острый конец которого нанизаны человеческие сердца. Считался покровителем художников, певцов, ткачей, музыкантов и игроков в мяч.
Мексика 20 мексиканских песо 2006 год.
Аверс: портрет Бенито Хуареса, на фоне открытая книга и весы, символизирующие реформу мексиканского законодательства в 1859 году.
Реверс: панорамный вид на археологическую зону Монте-Альбан (строения сапотекской культуры), расположенную в штате Оахака. Эта территория охраняется ЮНЕСКО и является частью культурного наследия Мексики. Слева деталь серьги, найденная при раскопках. В нижнем правом углу фрагмент маски бога дождя и грома.
В I тысячелетии до н. э. в доколумбовой Америки, на территории современной Мексики, появилась ещё одна яркая и самобытная цивилизация. Народ, поселившийся здесь, назывался сапотеки-»заоблачный народ». Правитель-вождь или верховный жрец – обладал всей полнотой власти. От былого величия сапотеков остались лишь руины их главных городов: Монте-Альбана, Ягуля, Митлы, в которых отразилась уникальная самобытность этой древней культуры. Помимо высокоразвитого земледелия, в котором они одними из первых использовали искусственное орошение (применяя платины и каналы), сапотеки были также искусными гончарами, мастерами по дереву, архитекторами, скульпторами, художниками и строителями. Поклонялись они богам природы: солнца, дождя, огня и разных животных. Короткие тексты, высеченные на стелах, алтарях и керамике, свидетельствуют об их своеобразной письменности. О высоком уровне развития цивилизации сапотеков свидетельствуют также их серьёзные и астрономические и медицинские познания. Главный город сапотеков Монте-Альбан пал в конце IX-начале X века н. э. во время нашествия воинственных миштеков. Однако другие города сапотеков продолжали существовать ещё некоторое время.
Азербайджан 5 азербайджанских манат 2005 год
аверс: банкноты азербайджанские поэты и писатели, книги, фрагмент текста государственного гимна Азербайджана, а также буквы азербайджанского алфавита
реверс: карта Азербайджана, на фоне изображены наскальные рисунки в Гобустане и текст на древнетюркском языке.
Гобустан находится на юго-востоке Большого Кавказского хребта, расположен в 60 км от Баку. «Гобу» означает – балка, то есть Гобустан дословно переводится как «край балок, оврагов». В горах Гобустана находятся уникальные памятники древности — высеченные в скалах изображения.
Наскальные рисунки находятся на территории нескольких гор: Беюкдаш (Большой Камень), Кичикдаш (Маленькии Камень) и вокруг полукруглой, самой большой горы — Кянизадаг — грязевого вулкана. Удивительные рисунки встречаются преимущественно в пещерах, на обломках скал.
Наскальные изображения Гобустана появились примерно 8 тысячелетий до н.э.
Рисунки отражают хозяйственную жизнь, быт, магические и тотемические представления древних людей, их религиозные обряды, сцены охоты на различных диких животных и т. д. Встречаются изображения мужчин и женщин, сцены рыболовства, различных диких животных. Также можно встретить изображения скачущих на лошадях охотников, одинокую богатырскую фигуру жнеца с серпом, хороводы пляшущих человеческих фигур, напоминающие народный танец «яллы», лодок с гребцами и солярные знаки.
Бразилия 1000 крузейро
реверс: тату
Разнообразные рисунки и узоры, которые наносятся на тело с помощью одной или нескольких красок. Нательная роспись на груди, лице или теле преимущественно связана с ритуальными обрядами или танцами. Разнообразные формы нательной росписи популярны у народов Океании, Австралии и Африки.
На протяжении многих тысячелетий татуировка была одним из способов «опознавания» человека.
Камбоджа 200 риелей 1992 год
аверс: Четыре лика Бодхисаттвы Авалокитешвары на замке Байон в центре Ангкор-Тхома, орнаменты, номинал цифрами и прописью.
Авалокитешвара (Локешвара — одна из его тантрических форм) — бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания всех Будд.
Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары и регулярно проводит инициации Авалокитешвары. В восточноазиатском буддизме он известен в женских ипостасях под именами Гуань Инь в Китае и Каннон в Японии; и является одним из самых почитаемых представителей буддийского пантеона.
Один из главнейших атрибутов Авалокитешвары — шестисложная мантра Ом мани падме хум, из-за которой бодхисаттву иногда называют Шадакшари («Господом Шести Слогов»).
Нотгельд города Ольденбурга номиналом в 50 пфеннигов 1921 г.
Изображение на дензнаке позаимствовано с гравюры конца XVIII в. (1793 г.), демонстрирующей графа Антона Гюнтера фон Ольденбург и Дельменхорст (1583-1667 гг.) – абсолютного монарха Ольденбурга времен Священной Римской империи. Весьма известная личность своего времени, о котором один историк выразился так: «...ему не хватало только королевства, чтобы стать великим королем». Сделал многое для процветания города. Обажал искусство и хороших лошадей.
Самый известный из портретов графа был создан (в виде гравюры) глухонемым художником (современником графа) Вольфгангом Хаймбахом в конце XVII в. Граф Антон Гюнтер показан верхом на своем любимце (как в песне «коне в яблоках») Кранихе (немецкое слово Kranich означает журавля).
Известно, что это было очень красивое статное животное. На Кранихе граф выезжал только по великим праздникам, возглавляя торжественные процессии. К таковым событиям относилась и его поездка за своей невестой – голштинской принцессой Софией (Sophie von Holstein). На нотгельде хорошо виды невероятно длинные грива и хвост коня! Это никакая не прихоть глухонемого художника, нет. Животное и в самом деле располагало богатой «шевелюрой» - грива Краниха имела в длину 7 локтей, а хвост и вовсе 9 локтей!
Существует легенда, которая самым интересным, я бы даже сказал, удивительным образом объесняет появление Краниха в конюшнях графа (В лучшие времена фюрст Ольденбурга имел в своем распоряжении более 2000 лошадок. При этом раздаривал их «сильным мира того» направо и налево, заводя, таким образом, чрезвычайно полезные связи. Его работа с лошадьми положила основу известному в прошлом ольденбургскому племенному коневодству).
Итак, по легенде, в одном из своих ночных путешествий граф совершенно случайно обнаружил мастерскую фальшивомонетчиков. Боясь разоблачения, мошенники решились убить знатного господина. Однако графу удалось отговорить сорвиголов от задуманного и убедить их. Что таким образом они накличут на себя большую беду. Пропавшего графа стали бы искать и рано или поздно наверняка обнаружили бы схорон фальшивомонетчиков. Тогда бандиты взяли с него слово, что он ни при каких обстоятельствах не выдаст их. Граф сдержал слово. А много позже графу в подарок от неизвестных дарителей привели красавца Краниха.
Сегодня графа Антона Гюнтера верхом на Кранихе можно увидеть в Ольденбурге, на стене отеля, названного в его честь (по адресу: Langestrasse 76 (в пешеходной зоне!)). Отель «Graf Anton Oldenburg» был построен в 1682 году, а в 1894 г. большая его часть была отстроена заново.
аверс:Сцена рыбалки на озере Тонле Сап, орнаменты в национальном стиле
реверс: Ангкор-Ват, орнаменты в национальном стиле.
Ангкор-Ват («город-храм») — гигантский храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, в Камбодже, среди развалин древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Является самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112–1152 гг.).
Индия 50 рупий 1975 год
аверс:«Языковая панель», где написан номинал банкноты на 13 из 23-х государственных языках Индии, справа — три льва — герб и национальный символ Индии.
реверс:Здание индийского парламента.
Государственный герб Индии – адаптированное изображение сарнатхской Львиной капители Ашоки.
В оригинале наверху капители - четыре льва, стоящие спиной к спине, на фризе изображены слон, скачущая лошадь, бык и лев, разделенные колесами и стоящие на лотосе. Эта капитель, сделанная из цельной глыбы отполированного песчаника, увенчана колесом закона (дхарма-чакра).
На государственном гербе, принятом правительством Индии 26 января 1950, изображены только три льва, так как четвертый находится на задней части капители. Колесо находитсяя в центре верхней части капители, справа от него изображен бык, а слева – лошадь. Справа и слева видны контуры колес. Лотос не вошел в герб. Под капителью шрифтом деванагари написаны слова "Сатьямева Джаяте” из Мундака-Упанишады, означающие "Только истина победит”.
Нотгельд города Ольденбурга номиналом в 50 пфеннигов 1921 г.
Изображение на дензнак перекочевало с гравюры 1827 г., сработанной мастером своего дела художником и гравировщиком прошлого Людвигом Штраком (Ludwig Strak). Как и у каждой картины имелись свои названия и у большинства старинных гравюр. Эта называется "Heidnischer Altar bei Engelmanns Bach". Что можно перевести как "Языческий алтарь у Энгельманнского ручья".
С мегалитами в древне-германском фольклоре связано множество легенд и сказаний. В прошлом считалось, что под нагромождениями валунов похоронены великаны-гюны. Отсюда и названия этих дольменов - Huennengraeber ("Могилы гюнов"). Интересно, что сегодня мы видим эти древние каменные могильники (Кстати, предназначение дольменов до конца не выясненно до сих пор. Далеко не во всех были обнаружены человеческие останки или предметы похоронных культов.) вовсе не так, как когда-то они были заложены.
Поверх каменных сооружений насыпались земляные холмы. Сегодня валуны мы видим оголенными, что явилось результатом тысячелетней эррозии - дожди размывали грунт, морозы крошили его, а ветер заканчивал начатое первыми двумя.
Румыния 500 леев 1992 год
аверс: Портрет Константина Бранкузи, скульптуры «Птица в пространстве» и «Бесконечная колонна», находящаяся в Тыргу-Жиу.
Константин Бранкузи (21 февраля 1876 — 16 марта 1957 гг.) — французский скульптор румынского происхождения, один из главных основателей стиля абстрактной скульптуры, ярчайший представитель парижской школы, имеющий мировое имя в авангардном искусстве XX века.
реверс:Скульптуры Константина Бранкузи «Мадемуазель Погани», «Петух» и «Начало мира», фрагменты скульптуры «Ворота поцелуя» и скульптурного ансамбля в городе Тыргу-Жиу.
Франция 1 франк 1920 год
аверс: Минерва, номинал цифрами и прописью, надпись «Торговая палата Парижа».
Минерва — италийская богиня мудрости. В древнем Риме она считалась воинственной богиней. Но главным образом римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремесел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и в особенности музыкантам; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.
реверс:Аллегорическое изображение «Марианны-сеятельницы», девиз Великой французской революции: «Свобода, равенство, братство».
Марианна-сеятельница — рисунок Луи-Оскара Роти (1846 — 1911 гг.), созданный в 1903 году и первоначально использовавшийся для печати на марках. С этим изображением связан один курьезный случай. Через 10 лет после появления марки крестьянин в одном из французских городков обратился к почтовому чиновнику с вопросом: «Где это видано, чтобы сеятельница разбрасывала зерно против ветра?» Таким образом выяснилось, что художник допустил грубую ошибку: развевающиеся волосы сеятельницы свидетельствовали о том, что она сеет против ветра.
Серия хайдельбергских (гайдельбергских) инфляционных банкнот 1923 г. посвящена одному из наиболее известных средневековых (ок. 1300 г.) песенников на немецком языке - так называемому Манесскому кодексу. Сегодня он хранится в университетской библиотеке города Хайдельберга (Гайдельберга).
На инфляционных бонах представлены отдельные миниатюры (в кодексе их в общей сложности 138 шт.) признанные "шедеврами верхнерейнского готического иллюминирования". На них - средневековые поэты и иллюстрации к знаменитым поэтическим эпосам Средневековья.
5 миллионов марк 1923 г. (Хайдельберг) - рыцарь Хартманн фон Ауэ ("Hartmann von Aue")
Чили 5 эскудо 1964 год
аверс:Портрет Мануэля Бульнес Прьето.
Мануэль Бульнес Прьето (1809 — 1880 гг.) — президент Чили от консервативной партии с 1841 по 1851 год.
реверс: Изображение битвы при Ранкагуа.
O'Higgins a la carga en Rancagua Pintura de Pedro Subercaseaux (1880-1956) {{PD-Chile}} Category:Historical personages of Chile)
Коста-Рика 5 колонов 1978 год
аверс: портрет Рафаэля Иглесиаса-и-Кастро, «Guaria Morada» (Cattleya skinneri) — фиолетовая орхидея — национальный цветок Коста-Рики.
Рафаэль Иглесиас-и-Кастро (1861 — 1924 гг.) — президент Коста-Рики от партии консерваторов с 1894 по 1902 год.
реверс:Аллегорическая картина Х. Виллы «Teatro nacional» (1897 год).
На небольшом по формату нотгельде из городка Гайза (земля Тюрингия) в 25 пфеннигов 1921 г. помещен со старинной гравюры портрет Атанасиуса Кирхера (1602-1680) – немецкого ученого и профессора, физика, математика, лингвиста и теолога.
Вокруг портретной рамки изображены египетские иероглифы, а надпись в нижнем правом углу дензнака титулирует Кирхера не иначе как дешифровщиком письменности древних египтян..!
Его расшифровки египетских иероглифов считались единственно верными вплоть до начала XIX в., когда их полностью отверг Франсуа Шампольон (учился также и на трудах Кирхера), который в самом деле нашел ключ к древним текстам из страны фараонов. Как выяснилось, единственным египетским иероглифом, который правильно «прочитал» немецкий лингвист, оказалась буква M (знак в виде горизонтальной волнистой линии), обозначавшая воду. Именем Кирхера назван один из кратеров Луны.
Швеция 20 шведских крон 1991-1995 год
Аверс: портрет шведской писательницы Сельмы Лагерлёф
Реверс: сцена из сказки "Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона".
Ну и как же обойтись без тех легенд и сказок, с которыми неразрывно связана история многих государств? И дело даже не в том, что сказки - это наше наследия. Случается, что с тем или иным государством тесня связана ассоциация с определенной сказкой, а то и легендой. К примеру, кто не вспоминает о сказке про Карлсона или же о Нильсе и его гусях, когда речь заходит о Швеции?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете присоединять файлы в этом форуме Вы можете скачивать файлы из этого форума