Снимку пять дней. Так что храм еще на месте
Вообще же нашел многие элементы со старых португальских купюр в натуре, так сказать Вернусь домой, сброшу для сравнения пару фоток
Всем спасибо за участие
Всем привет! Как и обещал, в ближайшее время выложу здесь для сравнения некоторые из банкнотных изображений Португалии и фотографии изображенных там сюжетов (объектов), которые сам встречал (в основном случайно!) и фотографировал. Конечно же, с указанием точных мест их нахождения. Думаю, для собирающих "Португалию" это может быть интересно Как бы там ни было, но так эти банкнотные образы выглядят в натуре и сейчас
Начну с крылатого "гения" на фасаде дома теперь уже бывшего журнала "Торговля Порту" в одноименном городе на севере Португалии. Его изображение встречается, например, на купюре в 100 эскудо 1941 г. (оборотная сторона).
Здание находится на Площади Свободы. Построенно в 1930 г. (архитекторы: Рожериу д Азэведу (Rogério de Azevedo) и Балтазар д Каштру (Baltazar de Castro)). Говорят, сегодня в нем расположены элитные квартиры (23 шт.) стоимостью от двухсот до полутора миллионов евро.
На португальской банкноте в 20 эскудо 1938 г. - изображение входа (портала) в Военный музей Лиссабона у станции метро Santa Apolonia (картинка банкноты "позаимствованна" с одного из аукционов eBay). К сожалению у меня не было времени его посетить, но говорят экспозиция там превосходная. Вход - 3 евро. Что для европейских музеев совсем не дорого!
Над коринфскими колоннами - аллегорическая скульпутрная композиция (в детали пока не углублялся ).
Кстати у ангела с банкноты 1941 г. в Португалии есть по-меньшей мере один близнец. Этот украшает собой обелиск в Лиссабоне на площади Рештаурадореш. Так называемый ангел Независимости вместе с 30-ти метровым обелиском появился там в 1886 г.
Но мне кажется, что для оформления дензнака все же был взят ангел с фасада дома в Порто. Там на древке копья как и на купюре заметна звезда. Которой вроде бы нет у скульптуры из Лиссабона.
Только побывав в Португалии, наконец-то понял, что делает пара быков (волов) на испанской банкноте в 25 песет 1936 г. (картинка из интернета)!
Дело в том, что они изображены там в столь неудачном ракурсе, что мне всегда казалось, будто быков на берег моря пригоняли, чтобы разгружать рыболовецкие суда. Иными словами, чтобы вывозить с пляжа улов.
Но выяснилось, что это часть куда более сложной "церемонии" ...
То есть, если улов и в самом деле был велик, то быки поневоле помогали вывозить его с берега на рынок. НО, в первую очередь, скот был необходим, чтобы вытаскивать на берег САМИ рыбацкие лодки! Крупные и весьма тяжелые! Вот что значит родиться и вырасти вдалеке от моря! Я об этом даже и не думал А тут, будучи в г. Назаре (округ Лейрия) - это там, где 30-ти метровые волны (!) - увидел старинные черно-белые фотографии, зафиксировавшие сей процесс. Снимки эти можно посмотреть во многих забегаловках городка. Да и наверно других прибрежных поселений Португалии.
Похоже, что большая часть образов на старых банкнотах Португалии срисована с "экспонатов" Лиссабона. И, по-меньшей мере, три из них находятся на набережной реки Тежу (район Белен).
К примеру, памятник гидроплану Fairey 17, увековеченный на боне в 20 эскудо 1978 г. (оборотная сторона). Его установили в память о первом перелете через Южную Атлантику в 1922 году, совершенному португальцами Gago Coutinho и Sacadura Cabra.
История эта довольно увлекательная. Поэтому, кто ее еще не знает, поищите в интернете и почитайте!
Занятно, что горе-авиаторы умудрились утопить в океане не только первый самолет, на котором и стартовали 30 марта 1922 г. с военно-морской базы в Белене (Лиссабон). Но и второй "...горячая поддержка общественности побудила португальское правительство отправить авиаторам еще один гидросамолет того же типа для завершения путешествия".
Так что свой "легендарный" перелет они завершали уже на третьей машине, пожертвованной им на этот раз правительством Бразилии. При этом жена президента южно-американской страны, где "много диких обезьян", окрестила тот самолет Санта Круз. И похоже именно он хранится сегодня в Морском музее монастыря Жеронимуш (кстати, тоже совсем рядом!). А на набережной установлен всего лишь макет железной птицы!
Выходит, что на португальской купюре нарисован первый самолет. Та самая машина, известная под именем "Лузитания", останки которой с 1922 г. покоятся на дне Атлантического океана вблизи берегов Бразилии (у острова Святых Петра и Павла)!
Кстати, в кабине пилота сидит кукла облаченная в летную форму той поры. При этом, кажется будто это живой человек
На заднем фоне давным давно выведенного из обращения банковского билета в 20 эскудо 1978 г. видна знаменитая Беленская башня. Это своеобразная визитная карточка набережной Тежу. Возводилась она с 1514 по 1520 годы по планам архитектора Франсишку де Арруда. И предназначалась для защиты от неприятеля устья реки, а соответственно и выхода в океан. Ее еще более раннее изображение украшает весьма редкий, а в хорошем состоянии и очень ценный дензнак в 5 эскудо 1918 г. (картинка из интернета).
Если верить старинным картинам, изначально она не была "пришвартована" к берегу. То есть, набережная похоже уже в наше время была вынесена довольно далеко к центру русла реки (?).
Сохранились воспоминания португальских мореплавателей прошлого, возвращавшихся из долгих экспедиций домой, которые описывали свои эмоции при виде этой маленькой "крепости" на родных берегах.
Одно из последних изображений Башни Белен помещено на монету Палау 2015 г. из серии "Чудеса света".
Понятно, что вокруг этой Беленской башни за несколько веков много интересного происходило. Мне же достаточно увлекательной показалась история, связанная с одним из ее горельефов...
Сохранность у него сегодня не ахти какая! Однако, при желании, там все еще можно разглядеть протому (т. е. переднюю часть!) носорога. Ну, или животного очень похожего на носорога
(представлен фрагмент фотографии из интернета!)
Этот носорог служит опорой для одной из угловых башенок Белена (также Белем). А сама башенка, кстати, изображена на переднем плане монеты Палау. На коллекционном дензнаке экзотического зверя, конечно, не рассмотреть (не настолько рисунок и детальный ) Но возможно именно этот ракурс был выбран художником не случайно, а в связи как раз с известной во все Португалии легенды о единороге!
В 1514 г. король Португалии Мануэл I получил от индийского султана Гуджерата двухтоннго носорога в подарок. Экзотический зверь приводил европейцев в восторг. И его появление в Европе породило массу новых легенд о единорогах. Хотя классический единорог в представлениях европейцев выглядел иначе - этакий белоснежный конь с золотой гривой и закрученным словно штопор длинным рогом.
Рано или поздно португальский монарх решил преподнести носорога в подарок Папе римскому. Но корабль с чудным зверем на борту попал в Средиземном море в шторм и затонул. Так вот, будто бы, протома носорога на стенах Торре де Белем была создана в память о несчастном звере из далекой Индии.
Но история португальского "единорога" на этом не заканчивается! В свое время в распоряжение Альбрехта Дюрера попали наброски португальских художников, сделанные с того самого заморского зверя. И под впечатлением от них он нарисовал своего знаменитого "единорога".
Удивительно, что его гравюра также нашла дорогу в мир коллекционирования! Она весьма удачно передана на коллекционной монете Островов Кука в 5 долларов 2013 г.
Считается, что наброски португальцев были настолько плохи, что Дюрер совершенно не представлял, как на самом деле выглядел чудо-зверь. Отсюда и многочисленные несоответствия в строении животного на гравюре. Типа шипов на спине и чешуи на ногах.
Википедия утверждает, что эта гравюра "считалась достоверным изображением носорогов вплоть до конца 18 столетия".
А вот интересно, носорог на балгарской купюре в 10 левов (также 10000) 2008 г. откуда взялся (иллюстрация из интернета)? Кто-нибудь знает? Он здорово похож на дюреровского
И в завершении (о носорогах!) еще несколько слов.
Когда-то читал, что возможно португальский корол получил в подарок совсем не индийского панцирного носорога (лат. Rhinoceros unicornis). Изображение которого можно найти на индийских 10-ти рупиевых купюрах предыдущего образца или на непальских купюрах разных выпусков. А самого что ни на есть суматранского (лат. Dicerorhinus sumatrensis)! Как на индонезийских стольниках 1977 г. (рисунок банкноты из интернета!).
Но, к сожалению, точно мы этого теперь уже никогда не узнаем
Если смотреть на набережную Тежу, где находятся описанные достопримечательности Лиссабона, со стороны реки, то они расположены в таком порядке (слева направо): сначала башня, через несколько сот метров гидросамолет, а затем (примерно на том же удалении что и самолет от башни)... Монумент Открытий (Padrão dos Descobrimentos). Имеются в виду, конечно же, географические открытия. Где португальцы показали себя как, наверное, никто другой...
Памятник во всех отношениях примечательный! Ооочень монументальный (высота 50 метров!) и впечатляет по-настоящему!
Вереницу самых известных путешественников, мореплавателей, картографов и иных поругальских знаменитостей эпохи Великих географических открытий там возглавляет Генрих Мореплаватель. Он же португальский принц по-имени Энрики (1394-1460). В течении 40 лет этот неутомимый муж снаряжал и отправлял морские экспедиции, прокладывал маршруты, состовлял карты и чертил планы новых кораблей (каравелла – его детище!). Но сам лично так ни разу и не отправился ни в одну исследовательскую экспедицию!
Для коллекционеров-бонистов, этот монумент, как мне кажется, интересен еще и по той причине, что фрагменты его скульптурных композиций можно встретить в оформлении сразу двух португальских купюр прежних выпусков! При этом первая из них, поступила в обращение уже на следующий год после официального открытия (1960 г.) монумента на набережной.
Это замечательная купюра в 1000 эскудо 1961 г. На оборотной стороне которой показана часть скульптурной группы (правая сторона монумента), где увековечена коленопреклоненная мать Генриха Мореплавателя – королева Филипа Ланкастерская. У нее за спиной еще один сын – Педру Португальский (1392-1449). А старик с посохом перед ней – Фернан Мендиш Пинту (1509-1583). Этот путешественник прославился своими полными преувеличений и небылиц записками. Этакий португальский Мюнхгаузен!
Кстати, обратите внимание на определенные несоответствия между банкнотным изображением и таковым на памятнике: другой посох, сапоги короче и т. д.
Второй фрагмент скульптурной композиции Монумента Открытий (кстати, тоже с правой стороны!), позаимствованный художниками для оформления португальских купюр, украсил банкноту в 500 эскудо 1979 г. Если считать от Генриха Мореплавателя, то это 5 и 6 фигуры (на банкноте они «зеркально» развернуты!). Левая фигура (№5 на памятнике) – это португальский мореплаватель 15 в. Жил Эанеш. Считается, что эпоха Великих географических открытий началась с того самого момента, как он в 1434 г. обогнул мыс Богадор (Западная Африка). В руках он держит астролябию.
За ним расположился первооткрыватель Бразилии Педру Алвариш Кабрал (1467-1520). У него в руках еще один важный измерительный прибор эпохи Великих географических открытий – квадрант.
Под банкнотным изображением проставлено имя скульптора Леополда Алмейду, вместе с архитектором Котинелли Темо создававшего Монумент Открытий.
По понятным причинам Кабралу поют дифирамбы по обе стороны Атлантики. Поэтому нет ничего удивительного, что его портрет однажды был помещен и на деньгах Бразилии. Имеется в виду купюра в 1000 крузейро 1962 г. (изображение из интернета)
Кстати у ангела с банкноты 1941 г. в Португалии есть по-меньшей мере один близнец. Этот украшает собой обелиск в Лиссабоне на площади Рештаурадореш. Так называемый ангел Независимости вместе с 30-ти метровым обелиском появился там в 1886 г.
Но мне кажется, что для оформления дензнака все же был взят ангел с фасада дома в Порто. Там на древке копья как и на купюре заметна звезда. Которой вроде бы нет у скульптуры из Лиссабона.
Согласен, звезда на голове ангела присутствует, но на банкноте так же изображена табличка с датой Восстановления независимости 1 12 1640. Так что скорее это изображение скульптуры с обелиска из Лиссабона.
Для коллекционеров-бонистов, этот монумент, как мне кажется, интересен еще и по той причине, что фрагменты его скульптурных композиций можно встретить в оформлении сразу двух португальских купюр прежних выпусков! При этом первая из них, поступила в обращение уже на следующий год после официального открытия (1960 г.) монумента на набережной.
Хочу уточнить что впервые банкноты с изображением скульптур этих трёх исторических личностей были выпущены в обращение в 1956 году. Это бона номиналом 1000 эскудо. Так же известны пробные оттиски этой боны с датой 1945.
Для меня всегда было интересно разматывать клубки из, казалось бы, совсем не связанных друг с другом денежных изображений! Результаты таких «расследований» могут быть исключительно познавательными.
Ну, вот, к примеру, на оборотной стороне португальской купюры в 5000 эскудо 1997 г. помещены строки из эпической поэмы Луиш де Камоэнса «Лузиады». Речь в которых идет о встрече капитана-европейца с правителем далекой азиатской страны. При этом, о значимости этого события можно судить по той высокопарности, с которой «Португальский Гомер» его описывает. Например он использует такие слова как «большая честь». Но и для тех, кто не читает по-португальски (в том числе и я!), все равно сразу ясно, что mission accomplished (миссия выполнена). Рисунок все расставляет по своим местам.
А теперь давайте глянем на ангольскую банкноту в 100 эскудо 1973 г. (иллюстрация из нета). Помню, когда я увидел ее впервые, то был не мало обескуражен тем обстоятельством, что нарисованный там человек мне «подмигивает».
Было это еще в советские времена, когда быстрый поиск информации в интернете был невозможен по причине отсутствия последнего. То есть, если дома не было нужной энциклопедической литературы, пирходилось отправляться за необходимыми знаниями в библиотеку.
Я и представить себе не мог, что человек с банкноты просто слеп на один глаз. И был уверен, что в этом образе сокрыт некий тайный смысл (кстати, изображение взято со старинной гравюры)! Позже я конечно же узнал, что мужчина в латах, с пером в одной руке и книгой в другой, и есть тот самый Луиш де Камоэнс (1524-1580). Португальский поэт и один из основоположников современного португальского языка. И что свой правый глаз автор «Лузиады» потерял в Африке, в одной из случайных стычек с аборигенами, я тоже узнал позже.
Кстати, Камоэнс не единственный из португальских поэтов, имевших проблемы со зрением, и чей образ был помещен на деньгах. Еще в 1922 г. на национальных португальских банкнотах (изображение банкноты в 1000 эскудо 1922 г. взято из интернета!) появился портрет полностью слепого Кастильо Антонио-Фелициано (1800-1875). Правда он потерял зрение еще в 6-тилетнем возрасте в результате сильного ушиба головы.
Жизнь Камоэнса достойна экранизации! Она была наполнена самыми невероятными приключениями. Поэт сражался за интересы Португалии в Африке и Индии, путешествовал в Мекку и Макао. И даже терпел караблекрушение в Сиамском заливе. При котором, кстати, умудрился спасти рукописную версию своей знаменитой поэмы.
На выложенной мной фотографии Монумента Открытий Луиш де Камоэнс – это человек с двумя длинными свитками и поднятой левой рукой!
В 1980 г. к 400-летию его смерти была выпущена памятная серебрянная монета.
И наконец сакрофаг поэта находится совсем неподалеку от уже неоднократно упоминавшейся набережной в Лиссабоне! В монастыре Жеронимуш. Правда, говорят, что он пустой. Иными словами кенотаф или ложное захоронение. Где на самом деле покоятся его останки вроде бы как не известно.
Занятно, что на старых португальских банкнотах не раз изображались погребения известных исторических личностей. Камоэнса среди них нет. Впрочем саркофаг из Жеронимуша «засветился» на старинных португальских марках.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете присоединять файлы в этом форуме Вы можете скачивать файлы из этого форума