|
|
Олег Пахмутов: «Я хочу стать больше коллекционером, чем издателем»
|
Мы продолжаем знакомить наших читателей с интересными людьми из мира коллекционирования банкнот и денежных суррогатов. Наш сегодняшний собеседник – издатель Олег Пахмутов, приложивший руку и вложивший душу в создание целой серии популярных книг и периодических изданий по бонистике. Он любезно согласился ответить на наши вопросы и рассказал о тайнах «издательской кухни», процессе создания книг и других нюансах, обычно остающихся за кадром.
- Кто Вы больше, издатель или коллекционер?
- Я хочу стать больше коллекционером, чем издателем. Сейчас я скорее «собиратель»: в моём понимании коллекционер — это исследователь, он расширяет наши знания об интересующих предметах. Я же нахожусь ещё на этапе накопления и анализа информации, пока не готов делать выводы. Это, безусловно, неплохо, и я не хочу делить людей на «серьёзных» и «несерьёзных» коллекционеров. Мне повезло «зайти» в коллекционирование с самого верха. Я выпускаю книги лучших исследователей в своей области, я вижу, как они работают с материалом, с источниками. Общаясь с ними, я понимаю, какой объём информации надо обработать, чтобы в сжатом виде выдать страницу текста. Это очень полезно.
- Что было Вашим самым первым увлечением?
- Во время учёбы в школе мы много ездили по всей стране с экскурсиями. Объездили множество городов и республик СССР. Удивительно, но я знаю точно день и место, когда я стал коллекционером, — это произошло в Киеве, 26 ноября 1989 года. В киоске «Союздрук» я купил все газеты, которые там были. Читать их оказалась настолько интересно, что, вернувшись в Москву, я стал регулярно ходить на Курский вокзал и покупать там газеты союзных республик. Несколько лет подряд подписывался на разные местные газеты по месяцу на каждую.
- От коллекционирования периодики Вы, не оставляя «первую любовь», перешли к банкнотам и денежным документам. Почему был сделан такой выбор?
- Собирательство газет я не оставил, из всех поездок регулярно привожу местные газеты на русском языке. Мои друзья знают об этой моей страсти и тоже привозят газеты из своих путешествий. Мне всегда нравилась бумага — газеты, проездные билеты, документы, бумажные деньги. В какой-то, неожиданный для самого себя момент, я решил, что буду собирать банкноты. Это совпало по времени с началом сотрудничества с бонистами и выпуском первых книг по этой области коллекционирования. Помимо банкнот я собираю документы — удостоверения личности, паспорта, свидетельства, дипломы — все те бумажки, что сопровождают человека от момента рождения до смерти, фиксируют его достижения и успехи, взлёты и падения, социальный статус и общественное положение.
- А как появилась идея заняться издательским делом?
- Я учился в институте и, как многие другие студенты, подрабатывал. По объявлению устроился курьером в издательство. Кстати, одной из причин, почему взяли именно меня было то, что я умею печатать на клавиатуре слепым десятипальцевым методом — потратил целое лето и тренировался по самоучителю. На работе было очень интересно, я сидел вечерами и изучал компьютерные программы. Первую книгу я сделал в Word, рисунки и схемы прикладывались отдельно. Несколько книжек были изданы самиздатом — текст я распечатывал на матричном принтере, вклеивал картинки и размножал на ксероксе, а потом переплетал.
Я пришёл в профессию в очень интересное время — уходили старые технологии, пришли компьютеры. Старые специалисты не понимали новомодную технику, я разбирался в компьютерах, но у меня не было профильного образования. Со специалистами из ВНИИ Полиграфии мы образовали творческий симбиоз. Я помогал им разбираться в издательских программах, они объясняли мне термины и понятия, вместе мы делали эксперименты. Это содружество дало мне большую теоретическую и практическую подготовку, я работал в нескольких издательствах и дизайнерских компаниях. Сейчас я совладелец успешного дизайн-агентства, а издательство — одно из моих любимых хобби.
- Вы издаете каталоги монет, банкнот и облигаций, периодику по коллекционированию. Вы заполняете нишу на рынке литературы для коллекционеров или же это «побочный продукт» увлечения?
- Я выбираю темы, которые мне нравятся. Конечно, я слежу за рынком, у меня есть свой взгляд на то, какие книги востребованы. И это в значительной мере обусловлено том, что я нахожусь «внутри» аудитории. Фактически, я выпускаю книги для себя. У меня есть книги по самым разным, близким мне темам. Несколько книг по истории, художественные произведения и даже книга стихов. Более того, вместе с моими партнерами мы создаём и печатаем детские книжки и весьма успешно.
- Как вы работаете с авторами? Кто кого находит?
- Движение обоюдное: и я ищу, и меня находят. Я достаточно давно занимаюсь этой темой, работает «сарафанное» радио, реклама в книгах и интернете.
- В некоторых изданиях помещена реклама того или иного специализированного магазина или ресурса для коллекционеров. Ее приносит автор или Вы сами ищете рекламодателя?
- Чаще рекламу приносит автор. В последнее время с рекламой дела стали намного лучше, чем раньше. Медленно, шаг за шагом, рекламодатели начинают привыкать, что за рекламу надо платить. Пока ещё можно только мечтать, чтобы издание окупалось за счёт рекламы, но мы двигаемся в правильном направлении.
- Вы работаете с определенным коллективом авторов или готовы принять рукопись от любого, кто ее принесет?
- Я готов к любому сотрудничеству. Конечно, обратиться может каждый, и в процессе обсуждения будущей книги мы понимаем, «сложится» у меня с этим автором или нет.
- Как Вы оцениваете серьезность принесенного труда? Кто рецензирует книгу, Вы сами или же приглашенные специалисты?
- У меня маленькое издательство, формат работы, который я для себя выбрал, — это возможность помочь автору выпустить книгу, которую он в другом месте издать не сможет. Решение о выпуске я принимаю сам, у меня нет человека, который решает, что вот эта книга достойна увидеть свет, а эта — нет. Но это не означает, что можно печатать вообще что угодно. Внутреннее понимание того, что я готов издать, а что — нет, у меня, безусловно, есть. То, чем мы занимаемся — история, коллекционирование, — предполагает разные, часто противоположные, мнения. Я предоставляю авторам возможность высказать эти мнения.
Во-вторых, и это одно из самых важных моих конкурентных преимуществ, издательство выпускает малотиражные книги. Малотиражные в буквальном смысле — от 2-3 до 200-300 штук. Благодаря современным технологиям, можно печатать книги такими тиражами, которые недоступны «большим» издательствам. Объём рынка литературы для коллекционирования довольно мал, тысячные тиражи продаются слишком долго. Мы можем напечатать книгу небольшим тиражом, а при необходимости и допечатать её.
- Бывали «неадекватные» издания? Из тех, какие называют «и смех и грех»? И как часто их приносят в издательство?
- Совсем неадекватных я не припомню, скорее «несерьёзные». Первый вопрос, который мне обычно задают — сколько стоит издать книгу. На это я обычно отвечаю тоже вопросом — «Сколько стоит купить машину?». Ответ — от «бесплатно», до «миллионы». Сейчас у каждого есть компьютер, принтер. Распечатай своё произведение, скрепи степлером, и, возможно, на него найдётся свой читатель и даже покупатель. Не хочешь так? Хочешь «настоящую книгу»? Тогда давай задавать вопросы. Продолжу аналогию с машиной — что хочется, картошку на дачу возить или гонять по трассе? Нужно, чтобы помещалась жена, дети, собака, тёща и рассада, или ты чаще всего будешь ездить один? Новую или подержанную? Отечественную или иномарку? И, наконец, главный вопрос — сколько денег ты готов потратить? Пока отвечаешь на эти вопросы, начинает складываться облик будущей машины, её возможности и внешний вид. Большинство моделей отметаются, и остаются несколько вариантов, из которых и будет сделан окончательный выбор. С книгами всё происходит точно так же. Есть минимальная сумма, ниже которой нет смысла начинать работу, а всё, что выше, позволяет выпустить книгу.
- Идея оформления книги приходит к Вам или же ее приносит автор?
- Чаще предлагаю я, точнее, мои дизайнеры. Автор высказывает свои пожелания, мы делаем варианты. Со второго-третьего раза обычно достигаем согласия. Я не припомню такого случая, чтобы по поводу оформления были какие-либо конфликты. Рабочие споры — да, случаются, но это непременная часть работы, без споров не выйдет хорошей книги.
- Трудно согласовать оформление книг? Что Вы делаете в случае, если автор не согласен с Вашими идеями, а свои сформулировать толком не может? И как вообще выглядит процесс работы с книгой, от рукописи и до отпечатанного экземпляра?
- Работа над любой книгой разбита на несколько этапов. Первый этап: анализ информации. Мне необходимо понять структуру книги, принципы подачи информации. Проверяю наличие всех картинок, схем, описаний. Если нужно, то передаю текст на редактуру. Второй этап: концепция дизайна, черновая вёрстка типовых элементов структуры. После одобрения автора наступает третий этап: вёрстка, сканирование и обработка картинок, схем, изготовление обложки. Четвёртый этап: авторская вычитка почти готовой книги. Пятый этап: корректура, внесение правки, окончательная проверка автора. Шестой этап: предпечатная подготовка, изготовление цветопроб, сдача готовых файлов в типографию. Седьмой этап: печать и техническое сопровождение, утверждение пробных экземпляров, получение тиража. Заключительный этап, праздничный: передача тиража счастливому заказчику.
- В описаниях своих книг Вы используете слово «навигация». Это попытка подстроиться под современного интернет-читателя или решение для работы с информацией?
- Основное внимание при работе над книгой я уделяю системе подачи информации и правильному отображению этой системы в готовом издании. Большинство книг издательства, особенно это касается каталогов, имеют сложную структуру. Все элементы оформления нацелены на то, чтобы читателю было удобно работать с книгой. Это достигается правильным дизайном — выбором шрифтов для текста и заголовков, расположением картинок, подписей к ним, а ещё — так называемым «аппаратом» книги — колонтитулами сверху страницы, выделением глав и разделов, содержанием, библиографией и многими другими элементами.
- Насколько вообще применимы технологии подачи информации интернет-эпохи к бумажным изданиям?
- Иногда говорят, что с развитием интернета книги становятся ненужными. В них нет удобного поиска, нельзя мгновенно перейти в нужное место и нет возможности увеличить картинку, чтобы рассмотреть детали. Всё это так, но интернет-сайты не заменяют книги и каталоги, а дополняют их. Например, наличие «твердой копии» каталогов прошлых лет позволяет посмотреть и сравнить цены на коллекционный материал тогда и сейчас. В интернете можно получить точный и исчерпывающий ответ на какой-то один вопрос, и то если правильное его задать, но сложно понять и охватить проблему целиком. А в правильно задуманной и сделанной книге — можно.
- Часто испытываете чувство неудовлетворенности, когда держите в руках новое издание? Желание что-то переделать, исправить?
- Да, конечно. Развитие компьютерных технологий вызвало у многих людей ложное ощущение, что сделать книжку может каждый. Взяли какую-нибудь распространённую программу, «красиво» расположили картинки, текст, «поиграли со шрифтами», и вот — готовая книга. Читать её сложно, смотреть — страшно. Не соблюдены все издательские требования, начиная от санитарных норм, регламентирующих минимальные размеры шрифтов, расстояния между строками текста, и заканчивая принципами расположения иллюстраций в оформлении. Между прочим, чтобы стать художником книги, нужно 6 лет проучиться в художественных вузах. Представьте себе обычный, среднестатистический дачный домик, но построенный в центре города. С кривоватыми окошками и туалетом на улице. Он такой, не потому, что хозяин не хочет сделать лучше, он просто не может сделать лучше своими руками, не обладая знаниями, опытом, техникой и материалами профессиональных строителей. Именно такое ощущение я испытываю в книжном магазине, листая некоторые книги. Справедливости ради надо сказать, что появляется всё больше и больше действительно отличных изданий. Хорошо задуманных и отлично сделанных.
- Ваши издания принимают участие в книжных конкурсах? Уже получили награды?
- Да, и особенно приятно, что отмечены абсолютно разные издания. У меня вышли серии из шести каталогов по российским монетам и девяти каталогов по российским медалям, составленные одним из крупнейших специалистов по русской нумизматике М. Дьяковым. Книги из серии «Русские монеты» и «Русские медали» дважды отмечены наградами Международной ассоциации профессиональных нумизматов IAPN (International Association of Professional Numismatists) в категории «Лучшая публикация по нумизматике» (Best Numismatic Publication of the Year).
На всероссийском конкурсе «Искусство книги. Традиции и поиск», проводимом ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ), книга моего издательства «Мост у Аймундса» получила два диплома: за лучшее художественное оформление и иллюстрации.
- Не возникало желания попробовать себя в издании изданий каталогов банкнот по примеру «Краузе Паблишерз»? Так, чтобы выпускать каждый год, с актуальными ценами, отредактированными данными.
- Такое желание возникало не раз, более того, я работаю над этим. Уже выпущен каталог-ценник «Государственные ценные бумаги», сейчас в типографии находится книга по ценным бумагам и билетам «МММ». В разной степени проработанности ещё несколько каталогов. Это как раз тот случай, когда я ищу авторов. Я готов к сотрудничеству, у меня есть возможность и желание выпускать каталоги по всем видам коллекционирования: от денежных знаков Гражданской войны до билетов московского метро, от лотереек до рекламных банкнот. Хочу подчеркнуть, что имею в виду именно каталоги-ценники, с актуальными ценами, небольшим количеством справочной информации. Они должны быть доступны по цене и переиздаваться раз в два года. Ни в коем случае нельзя противопоставлять друг другу «серьёзные» монографии и «легковесные» ценники. Это два разных вида изданий, они должны не конкурировать, а дополнять друг друга.
- Как вообще Вы оцениваете перспективы выпуска изданий для бонистов? Будет ли этот рынок развиваться?
- Я считаю, что книг по коллекционированию, в частности по бонистике, явно недостаточно. Одним из подтверждений этого служит мой склад — там нет книг, выпущенных два-три года назад, они все распроданы. Конечно, нельзя переоценивать рынок. Его ёмкость мала, даже, я бы сказал, миниатюрна. И здесь, уже в который раз, мне помогает специализация на малотиражной продукции. Там, где другие издательства выпустят три книги большими тиражами, я выпущу небольшим количеством пять книг и все продам, а если будет нужно — допечатаю требуемое количество.
- После выхода книги начинается ее обсуждение коллекционерами-читателями, например на форуме «Бонистика-Клуб». Вы следите за ними? И находите что-то полезное для будущих изданий?
- Безусловно, слежу за обсуждением своих и чужих книг. Радуюсь, когда хвалят, огорчаюсь, когда ругают. Мнения читателей почти всегда персонализированы — и ругают, и хвалят автора, а не издателя. Зачастую одни хвалят именно за то, за что другие ругают. Я очень внимательно читаю отзывы, в которых оценивается удобство пользования книгой, качество исполнения иллюстраций, оформления, печати. Когда ругают автора за ошибки и неточности, я пытаюсь понять и сделать выводы — всё ли мы сделали в процессе издания книги, чтобы не допустить появления этих ошибок. Обратная связь с читателем чрезвычайно полезна. Я вижу, что мои издания не оставляют аудиторию равнодушной.
- Редакционный портфель на 2016 год уже полон? Или еще есть место для новых авторов?
- У меня на компьютере есть папка «Проекты», там я собираю темы и заготовки будущих книг. Когда я туда заглядываю, то понимаю, что только собственных тем мне хватит на несколько лет. Тем не менее, я приглашаю и очень жду авторов. Моих любимых авторов, с которыми я сотрудничаю много лет, новых авторов со свежими идеями. Тех, кто давно писал «в стол», без надежды когда-нибудь увидеть книгу со своей фамилией на обложке, и тех, кто неожиданно для самого себя решил и написал собственную книгу.
- Какие издания ожидать коллекционерам-бонистам в ближайшее время от Вашего издательства?
- Вот-вот из типографии должна появиться долгожданная книга «Ценные бумаги и билеты «МММ»», в работе новые книги Ф. Иванкина. Готовится к печати второй том книги А. Спиренкова «Бумажные деньги Соединённых штатов Америки». Весной должны выйти новые номера журналов «Бонистика» и «Номизма». Помимо бонистических, идёт работа над несколькими художественными и историческими книгами. Следите за сайтом издательства и анонсами на бонистических форумах.
- Благодарим Вас за то, что уделили нам время и ответили на наши вопросы. Мы ожидаем выхода обещанных новинок и будем следить за анонсами новых изданий по бонистике.
Беседовал Дмитрий Невмывако, специально для сайта «Бонистика-Клуб» |
|