|
|
Помощь СССР китайским коммунистам в налаживании денежного обращения в Маньчжурии 1946-1949
|
Ч.I
К окончанию Второй мировой войны Китай был разделен на 3 части: на севере хозяйничали японцы, на юге – власть принадлежала всемирно признанному правительству Чан Кайши, а в горах властвовали коммунисты Мао Цзэдуна. Освободив север от японцев, СССР, не смотря на договоры с южанами, не особо старалось впускать их в Маньчжурию, а делало всевозможное чтобы укрепить здесь власть коммунистов: передавала им оружие, поддерживала как морально, так и материально. При поддержке советов коммунисты на севере окрепли, взяли власть в свои руки и начали активные военные действия против юга. Однако положение в подконтрольных им районах было еще крайне тяжелое. Например, за неимением лекарств раны просто поливали кипятком…
ПРОСЬБУ СНЯЛИ
В ноябре 1946 глава советской администрации Маньчжурии Мерецков доложил в Москву, о тяжелом положении в районе. Правительство приняло решение направить комиссию, в которую вошел начальник Восточного управления Минвнешторга Сладковский. В начале декабря в Уссурийске руководитель народно-демократической торговой компании «Тунсин» (фактически внешнеторгового отдела народно-демократической администрации Маньчжурии) Е Цзичжуан и его политпомощник Чжан Хуадун встретились с Мерецковым и Сладковским. Е попросил оказать содействие в организации денежного обращения новой власти - Народно демократической администрации Северо-Восточного Китая. Для переговоров русские выехали в Харбин на встречу с главой администрации – Гао Ганом. Тот определил основные задачи новой власти. И среди них - обеспечение нормального денежного обращения. В данном вопросе он уполномочил «Тунсин» вести все переговоры.
- Е Цзичжуан* настойчиво ставил перед нами вопросы о помощи в укреплении финансового положения через посредство выпущенных Народным комитетом бумажных денег «женьминьби»(народные деньги), - вспоминал Сладковский. - Он ссылался на то, что местные торговцы и промышленники байкотируют народную власть, не принимают выпущенных женьминьби и таким путем парализуют все экономические мероприятия Народного комитета. Поэтому – укрепление денежного обращения и оживление внутреннего рынка является первоочередной задачей. Приходится убеждаться, уточнял Е, что недоверие к деньгам вызывает сам их внешний вид, к тому же их без труда можно подделывать. Его конкретная просьба сводилась к тому, чтобы для придания солидности внешнего вида деньгам они печатались на денежной бумаге в Советском Союзе, а затем, после создания собственной печатной базы, поставлять в Китай специальную бумагу. Мы понимали, что просьба китайских товарищей вызывалась крайней необходимостью, но решить ее могла только Москва. Предложения Е мы направили Минвнешторгу. В ответ нам было рекомендовано объяснить народно-демократическим властям, что советская сторона не может принять заказ на печатание в СССР китайских денег из-за происходящих в Китае событий (СССР находилось в официальных отношениях с южным правительством и официально признавало только его), но готова поставлять бумагу. Такой ответ вполне удовлетворил китайскую сторону. Е сказал, что они уже подготавливают печатание денег в Цзямусы и просьбу о печатании денег снимают.
БУМАГУ ПОЛУЧИЛИ
Гражданская война на севере Китая разгоралась с новой силой. Города переходили из рук в руки. Русские ушли с основной территории (оставшись только в Порт-Артуре) и Маньчжурия разделилась на 2 части: южане сидели в Чанчуне, а коммунисты – в Харбине и готовились к эвакуации севернее.
Помимо ходивших здесь с разной периодичностью юаней Красной Армии, Маньчжоуго, - в зависимости от того, кто на данный момент занимал территорию, ходили гоминьдановские билеты Центрального банка для 9 северовосточных провинций, билеты народно-демократического правительства – Северо-восточного банка, а так же его отделений разных местах. Плюс к тому – выпуски местных банков определенных освобожденных районов.
Еще в октябре 1945 ЦК бюро Северо-восток в Шеньяне объявило о создании Северо-восточного банка, который уже через месяц начал выпускать свои билеты. Одновременно в связи с тем, что шла война, и банк не мог доставлять свои деньги во все районы, бюро решило, что каждое территориальное образование может в своих пределах выпускать местные деньги. Северовосточный банк реквизировал оборудование Фэнтеньского монетного двора в Шеньяне, 8 типографий и отправил их в Харбин. Когда гоминьдановцы подошли к Харбину оборудование на поездах перевезли в Цзямусы, где в августе 1946 было образовано рабочее отделение банка по печати. Цзямусы стал основной базой печати народных денег. Руководящее же отделение находилось в Харбине.
Качество денег было низкими и это вызвало еще и расцвет фальшивомонетничества. Как местного, так и централизованного.
В подконтрольном южанам Шеньяне после ухода коммунистов на север еще осталось оборудование, специалисты, которые и принялись за печатание билетов Северовосточного банка. По сообщению народной милиции, в Шэньяне было создано спецотделение укомплектованное рабочими и спецгруппами, которые по пять человек на дне телег, в свитках материи, в мотках ниток перевозили фальшивые юани на север. В Цзямусы, например, за июнь 1947 изъяли 631 фальшивую купюру. Народное правительство заявило, что примет меры к улучшению печати своих билетов за счет применения лучшей (советской) бумаги и прекратило хождение 100 юаневых билетов без водяных знаков. Одновременно оно загрифовывало оставшиеся номиналы и объявило смертную казнь для тех, кто будет уличен в провозе более 10 тысяч фальшивых юаней. В то же время Бюро постановило в целях создания единой системы прекратить выпуск местных денег и менять их на деньги северо-восточного банка, который к тому времени уже стал печатать свои купюры на хорошей советской бумаге с водяными знаками.
Юрий Уфимцев (продолжение следует)
______________
* Е Цзиньчжуан после образования КНР в 1949 году стал Министром финансов нового государства.
|
|