|
|
Южные деньги (Часть 5)
|
Начну с портретов двух президентов. Одного изображали на 50-долларовых конфедератских ассигнациях, потрет другого уже много лет украшает 5-долларовые купюры США.
Джефферсон Дэвис и Авраам Линкольн. Почти ровесники (первый родился в 1808 году, второй - в 1809). Не очень здоровые люди со многими странностями. Один - старожил политической системы, другой поднялся на вершину государственной пирамиды стремительно. Дэвис после поражения в Гражданской войне отсидит два года в тюрьме, выйдет под залог (причем деньги будут собирать не только его сторонники, но и видные аболиционисты), станет президентом страховой компании и сельскохозяйственного колледжа, напишет две книги. Линкольн будет убит через 6 дней после победы в Гражданской войне, 15 апреля 1865 года.
И в его бумажнике найдут 5-долларовую бумажку, выпущенную казначейством Конфедерации. Никто не знает, почему он носил с собой эту пятерку. Говорят, что ему преподнесли ее как сувенир во время посещения Ричмонда - бывшей столицы южан. Может быть, и не преподнесли. В сожженном Ричмонде такие деньги, не имевшие уже никакой ценности, валялись на улицах. И возможно, любознательный Линкольн просто подобрал купюру светло-кирпичного цвета. Точно такую же, как на этом снимке.
А самой крупной купюрой в последней, седьмой по счету конфедератской эмиссии стали 500 долларов с портретом генерала Джексона по прозвища "Каменная стена". Тому самому, к которому генерал Ли обратился со словами: "Вы потеряли левую руку, я же потерял правую" (Джексону ампутировали руку после того как в сражении при Чанселлорсвилле 2 мая 1862 года он попал под огонь своих же войск; генерал скончался от постоперационных осложнений восемь дней спустя).
Прочие купюры были очень похожи на своих предшественниц из 6-й серии:
Все те же (точнее, почти те же) 50 долларов с портретом Дэвиса...
и все тот же печальный вице-президент Стивенс на 20 долларах.
И Р. М. Т. Хантер, успевший побывать госсекретарем и вернуться в стутс рядового конгрессмена - на десятке.
И старый наш знакомый Джуда Бенджамин, которого так красочно описал Гарри Гаррисон (я вчера перечитал "Кольца Анаконды") - на двух долларах.
И на одном долларе - конгрессмен Клемент Клей из Алабамы. Но долларовая бумажка относится к предыдущей серии (1863), а все остальные, датированные 1864 годом, имеют одно важное отличие: срок погашения. Казначейство КША обещает их погасить уже не через 6 месяцев, а только через два года после ратификации мирного договора с Севером.
У Юга не было золота и серебра. Югу не хватало железа. Южане не могли самостоятельно строить паровозы. Южные деньги обесценивались и к концу войны превратились в ничто. Во второй половине 1864 года цена скромного мужского костюма достигла 2700 конфедератских долларов, кусок мыла продавался за 50 долларов, а большинство южан перешли от товарно-денежных отношений к меновой торговле.
50 центов, отпечатанные за год с небольшим до окончательного разгрома Конфедерации. Первый дензнак южан, на который подписи наносились не вручную, а факсимильно. Что можно было купить на эти деньги?
И много ли народу еще рассчитывало получить прибыль с облигаций 8-процентного конфедератского займа?
Честно говоря, я удивляюсь тому, что Юг продержался так долго - целых четыре года. Думаю, не последняя причина этого феномена - лучшая подготовка офицерского и рядового состава южной армии на первом этапе войны. Чуть больше военной удачи, и Конфедерация могла бы остаться на карте Америки, подписав с Севером многократно упомянутый на купюрах мирный договор.
Что ожидало бы в этом случае США и КША? Возможно, новая война (через 10-15 лет северяне попытались бы взять реванш, и этот сценарий подробно разработан у Тертлдава). Скорее всего - попытки заключить альянс с европейскими державами, от Франции до России (у того же Тертлдава Север ориентируется на Германию, Юг - на Великобританию). Но вряд ли расколотые Штаты смогли бы играть по-настоящему важную роль в мировой и даже в панамериканской политике. Думаю, что КША приобрели бы сходство с Бразилией, а США - с Аргентиной или Чили, и еще много лет они оставались бы на задворках мира, выясняя отношения между собой и не имея никакой возможности диктовать свою волю Старому Свету или латиноамериканским соседям.
Возможно, я ошибаюсь. Да и какое это имеет значение, если Гражданская война закончилась в апреле 1865 года полной победой северян? Только не будем забывать об отрицательных последствиях войны: оккупационном режиме на Юге, который превзошел рабовладельцев по части жестокости и алчности, обстановке вседозволенности в Вашингтоне, которая породила небывалую коррупцию, неограниченном господстве Республиканской партии в федеральных органах власти. И т. д., и т. п.
Я не сочувствую ни одной из сторон, это не моя война (историю которой мне еще учить и учить), но особого восторга по поводу победы Севера я не испытываю. Потому что знаю, что последовало за этой победой.
Спасибо всем, кто проявил внимание к деньгам конфедератов. |
|
Авторы:
|
Дата: 2008-10-28
Добавил: Zheka
Рейтинг: 0.00
|
|
Источник:
|
|