Клуб Бонистика  

Форма входа в систему
Автологин


Регистрация
 
изготовление каталогов в москве
Кадастр Редких бон
Сети
 
 
 

Статья

Основы филателии

Основы филателии.

Содержание:

1 Способы печати марок:
а) высокая печать
б) плоская печать
в) глубокая печать


Способы печати марок.

За свою долгую историю марки печатались разнообразными способами с применением различной технологии - от ручного станка до современной многокрасочной ротационной машины, печатающей около 6 мл. марок за смену. Определить, каким способом напечатана марка, филателисту в ряде случаев бывает совершенно необходимо. Иногда это делается с первого раза, а нередко нужно знание полиграфического производства, практические навыки и 8-10-кратная лупа. Хотя здесь и будут описаны характерные признаки различных способов печати, это не значит, что на каждой марке они четко видны и легко определяются. Для изучения этих признаков начинающему филателисту лучше всего рядом с книгой положить на стол несколько десятков марок, каталог, вооружиться лупой и хорошо потренироваться. Пользуясь описанными здесь признаками, надо постараться выяснить, каким способом напечатана та или другая марка, а затем сверить свой вывод по каталогу, где указаны способы печати каждой серии или марки. Полезно тренироваться и в обратном порядке: найти имеющуюся у вас марку в каталоге, прочесть, каким способом она напечатана, и внимательно рассмотреть марку под лупой, запоминая, как выглядят характерные признаки данного способа печати.
Для печатания марок и других филателистических материалов применяют три основных способа. Это, образно говоря, три кита, на которых зиждется все полиграфическое производство. Все другие способы, используемые при печатании марок, - это лишь разновидности, модификации и комбинации этих трех, так сказать, классических способов. Высокая печать — к ней относится шрифтовой набор, ксилография (гравюра на дереве), линогравюра (гравюра на линолеуме), печать со штриховых и растровых клише (автотипия). Плоская — к этому способу относятся литографская печать, фототипия и офсет. Основные виды третьего способа печати — глубокой — металлография (печать с резцовых гравюр на меди или стали), растровая (ракельная) печать. Названия основных способов происходят от соотношения по высоте печатающих и пробельных элементов печатных форм. Если печатающие элементы расположены выше пробельных, то мы говорим о высокой печати. При плоской печати они расположены практически в одной плоскости, а при глубокой печати печатающие элементы находятся ниже пробельных.

Высокая печать.

Типографская (книжная) печать. Это самый старый и самый распространенный вид печати, изобретенный Гутенбергом в XV в. Хотя в производстве марок он применяется все реже, но еще очень распространен при печатании газет и книг (правда, и здесь все большее распространение получает другой — фотоофсетный вид печати). С типографской печатью мы встречаемся ежедневно, читая газеты и книги. Но так в них напечатан не только текст, а и репродукции. Для печатанья текста применяется шрифто-вый набор, состоящий из литер, отлитых из специального типографского сплава. Выпуклое изображение буквы, цифры или знака на торце, называемое очком, в процессе печати покрывается краской и дает оттиск на бумаге. Для воспроизведения однотонных рисунков, например рисунков пером, карикатур, чертежей, без передачи полутонов применяются штриховые клише, получаемые чаще всего методом цинкографии. Для этого негатив воспроизводимого штрихового рисунка копируют на металлическую пластину со светочувствительным слоем, которую потом подвергают травлению и получают углубленные пробельные и рельефные печатающие элементы из штрихов и сплошных плоскостей одинаковой силы тона. Типографской печатью можно воспроизводить и гравюру на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), олове, но непосредственно с этих гравюр печатают теперь очень редко (такие оттиски делают вручную художники — авторы этих гравюр), а чаще их тоже переводят в штриховые цинкографические клише, не дающие полутонов.
Иногда печать со штриховых клише применяется и для производства двухцветных оттисков, когда один цвет лужит фоном для основного изображения. Шрифтовой набор при печатании марок применяется редко. Его иногда можно встретить в текстах некоторых марок. Чаще всего шрифтовой набор в виде слов и цифр применяется в надпечатках на марках.
Автотипия (растровая репродукция) - это разновидность высокой печати, но в отличие от типографской автотипия позволяет передавать полутона оригинала (рисунка, фотографии и т. д.). Клише для автотипной печати, как и штриховые, тоже изготовляется фотохимическим методом. Но фотографирование производится через специальный растр, который полиграфисты иногда называют сеткой, а клише, получаемое таким способом, они называют сетчатым. Растр состоит из двух стекол (или пленок), на которые нанесены тонкие параллельные линии, число которых превышает 80 на 1 см2. Стекла склеены так, что линии пересекаются и образуют густую сетку (около 7000 отверстий на 1 см2). Одноцветные полутоновые оригиналы при фотографировании через такой растр разбиваются на точки в виде квадратиков с закругленными углами. Эти точки имеют разные размеры: в местах, которые при печатании должны быть светлыми, они мелкие, в темных местах точки крупнее, но везде они одинаковы по силе тона. Растровый негатив копируют на пластину со светочувствительным слоем, подвергают травлению и получают автотипное клише, в котором кислота вытравила промежутки между точками, превратив эти промежутки в пробельные (не печатающие) элементы. Если предстоит печатать большой тираж, а в современном маркоиздании это необходимо, то с этого клише методом гальванопластики изготовляют тиражеустойчивый, размноженный в необходимом количестве гальваностереотип (полиграфисты называют его "гальвано"). С таких форм печатают марки методом одноцветной высокой тоновой печати (монохромной автотипии). Если надо передать автотипией многоцветный оригинал, то фотографическим способом цветоделения с применением светофильтров изготовляют цветоделенные негативы и с них уже делают печатные формы для каждой краски отдельно. Обычно делают три формы для желтой, красной и синей красок. Смешение этих трех основных цветов при печати передает многоцветное изображение оригинала. Нередко изготовляют и четвертую форму для печатания черной краской контурных линий, текстов и т.д., а иногда и формы для дополнительных цветов. В последние десятилетия при печатании марок высокая печать применяется все реже, ее все больше вытесняет глубокая печать и, особенно, офсетная. Почтовые администрации неохотно используют типографскую печать, так как этот сравнительно простой вид не во всем отвечает строгим требованиям качества печати. При высокой печати нередко допускаются различные неточности, отклонения от оригинала. Но, как известно, у филателистов особые вкусы. Именно такие неточности и отклонения их нередко привлекают. Особенно интересуются этим филателисты, собирающие специализированные коллекции, так как количество различных вариантов, встречающихся при типографской печати, несравнимо больше, чем, например, при глубокой или офсетной, и "конкурировать" с типографской в этом смысле может только литографская печать. Надо очень хорошо знать способы печати, чтобы суметь правильно отличить в этих многочисленных выпусках типографские марки от литографских.
Марку, напечатанную типографской печатью, можно отличить по четким контурам изображения, особенно хорошо видным на высококачественной гладкой и мелованной бумаге. Если рассматривав марку под лупой, то в штрихах краска как бы выдавлена под давлением клише. Образуются "желобки", имеющие меньше краски посередине и больше по краям, причем иногда краска даже выдавливается за контур штриха. Печатные элементы в местах соприкосновения с бумагой, если она была сильно прижата к форме, оставляют незначительную вдавленность (особенно по рамке изображения). Следы натиска и виде рельефной выпуклости на клееной стороне негашеных марок особенно заметны. Правда, если клей с марок смыт и они просушивались под прессом, то этот признак исчезает. Если марка печаталась с форм, изготовленных с помощью автотипного растра, то ее можно отличить но точкам разного размера, но одинаковой насыщенности тона. Эти точки неправильной формы (квадратики с закругленными углами) расположены ровными, перпендикулярно пересекающимися рядами. Но по отношению к сторонам марки эти ряды идут по диагонали. При автотипии нет четких контуров, каждая линия под лупой выглядит неровной, прерывистой и даже зубчатой, так как она состоит из автотипных точек. При многоцветной автотипии расположенные группами цветные точки частично перекрывают друг друга. Краски выдавливаются печатающими элементами так же, как и при типографской печати, потому что эти элементы и при автотипии находятся выше пробельных.

Плоская печать.

Литография. Это тоже один из старых видов печати, изобретенный в конце XVIII в. Как уже знает читатель, в форме плоской печати пробельные и печатные элементы находятся в одной плоскости. Печатание становится возможным, потому что после химической обработки печатной формы пробельные элементы приобретают свойство впитывать воду, а печатные краску. Название происходят ог греческих слов litos - камень и grapho - пишу. Поэтому в ряде стран литография называется каменной печатью. Она основана на свойстве одного из видов известняка литографского камня по-разному воспринимать жир и воду. На плоскую шлифованную поверхность этого камня жирной литографской тушью или специальным карандашом наносят рисунок. Затем его подвергают обработке раствором азотной кислоты, после чего с помощью специальной переводной фотолиюграфской бумаги рисунок марки в необходимом для марочного листа количестве переносится на другой камень (будущую печатную форму). Места, на которых была тушь, становятся печатающими элементами, а места, протравленные кислотой, пробельными. В последние десятилетия вместо литографского камня используют цинковые или алюминиевые пластины, покрытые специальным составом. Оттиски, получаемые при литографской печати, как правило, низкого качества. Кроме того, этот способ малопроизводителен и при печатании марок от него отказа лись. Чтобы отличить старые литографские марки, надо знать, что их поверхность всегда гладкая, отсутствуют как вдавленности на лицевой стороне, так и выпуклости (следы, натиска) на клеевой. Слой краски тонкий, на первый взгляд равномерный. Однако при разглядывании под лупой это впечатление исчезает. Контуры несколько расплывчаты, нечетки, тонкие штрихи прерывистьг! Краска выглядит мягкой, матовой оттого, что слой ее тонок. Фототипия. Печатной формой для фототипной печати служит пластина толстого зеркального стекла со светочувствительным слоем хромированного желатина, имеющего мелкозернистую поверхность. На нее фотографическим способом копируется изображение, которое при печати воспринимает краску. Фототипия очень тонко и выразительно передает, тоновые переходы оригинала. Ее используют как для одноцветной, так и для многоцветной печати. Но этот способ также малопроизводителен, его печатные формы малотираже устойчивы, и в производстве марок он применяется редко. Отличительные признаки фототипии: под лупой хорошо видны зерна неправильной формы, передающие форму зерен хромо-желатинового слоя; контуры изображения нерезкие, напоминающие акварель. Офсетная печать. Название происходит от английского offset - передавать с чего-либо. Этот вид печати отличается от других тем, что краска с печатной формы непосредственно на бумагу не передается. Краску сначала воспринимает промежуточный цилиндр, обтянутый специальной резиной, а уже оттуда она передается на бумагу. При офсетной печати необходимо применять краски более высокой интенсивности, так как передача красок через цилиндр уменьшает красочный слой. В наше время формы для плоской, в том числе офсетной, печати делают на пластинах, изготовленных из нескольких металлов. Не только литографский камень, но и различные металлы по-разному воспринимают жир и воду. На одном из них можно создать так называемые олеофильные участки, хорошо удерживающие краску. На другом металле, наоборот, после соответствующей обработки образуются гидрофильные участки, воспринимающие влагу и не удерживающие краску. Такие формы, изготовленные из двух металлов, называют биметаллическими. Полиграфисты называют их сокращенно - биметалл. Известны десятки методов изготовления таких печатных форм. В Советском Союзе, например, широко распространен метод нанесения на пластину из нержавеющей стали электрохимическим путем слоев меди и хрома, которые становятся соответственно печатающими и пробельными элементами. В последние годы такие же слои наносятся даже на пластмассу или картон. Печатная форма изгибается и укрепляется на цилиндре. Таким образом, в ротационных машинах офсетной печати применяется три цилиндра одинакового диаметра: формный, офсетный (резиновый или обтянутый специальным офсетным полотном) и прижимной, т.е. прижимающий бумагу к офсетному цилиндру, передающему изображение на бумагу. Печатные формы при офсетной печати срабатываются медленнее. Это позволяет печатать большие тиражи на быстродействующих ротационных машинах. Для каждой краски, а их в цветной офсетной печати применяют до шести, изготовляют отдельные формы. В современных машинах формы устанавливают последовательно одну за другой (или одну над другой), и бумажное полотно, проходя через систему цилиндров, последовательно воспринимает разные краски. При этом нужна очень высокая степень точности совмещения оттискЪв со всех форм. Многие советские марки напечатаны офсетом. Характерные признаки офсетной печати. Марки, напечатанные так называемым полным или штриховым офсетом (без применения растра), похожи на улучшенные литографские. При применении растра (так называемый растровый офсет) растровые точки круглые, разных размеров, как при автотипии, но без вдавленности. И при полном, и при растровом офсете слой краски тонок, более равномерен и интенсивен, чем при литографии, контуры оттисков мягкие, краска по краям печатающих элементов выступает слабее, хорошо впитывается в бумагу. Впечатление такое, будто вы смотрите на изображение через пленку почти прозрачного полиэтилена или тонкую густую вуаль.

Глубокая печать.

Металлография - старый вид печати, возникший примерно в одно время с высокой (типографской) печатью. Уже в конце XV в. печатали гравюры с медных гравированных досок. В XIX в. широкое распространение получила печать с гравюр на стали. В печатной форме для металлографии печатающие элементы углублены. Они заполняются краской, и сильно прижатая к форме бумага как бы вытягивает из этих мест краску на себя. С возвышающихся мест краска перед каждым ходом (прогоном) печатной машины или оборотом печатного цилиндра тщательно удаляется, и эти элементы остаются пробельными, непечатающими. Чем больше углублены печатающие элементы, тем больше краски от них воспринимает бумага.
Печатание с медных или стальных гравюр отличается некоторыми техническими деталями, а в каталогах это чаще всего не отмечается, указывается лишь на главный признак: "металлография". Главное отличие состоит в том, что при печатании с медных гравированных досок бумага предварительно увлажняется, чтобы лучше воспринимать краску. При высыхании бумага иногда "садится" по-разному, что может приводить к возникновению разновидностей по размеру рисунка марки. Кроме того, оттиск получается более "мягкий", незапечатанные места и поля марки слегка тонированы краской, которой печаталась эта марка. Это, правда, бывает и при печати с гравюр на стали, и при глубокой растровой печати (ракельной). При печатании с гравюр на стали бумага не увлажняется и не дает усадки.
Рисунок художника гравер переносит на металлическую пластинку, разложив его на множество углубленных линий, штрихов и точек, с помощью специальных инструментов: штихелей, пуансонов, шаберов, шлифовальных гладилок. Некоторые самые ранние марки печатались непосредственно с пластинок, исполненных гравером, причем ему приходилось гравировать форму для каждой марки в будущем листе. Однако постепенно методы размножения гравюры совершенствовались. Для этого применяют специальные молеты - закаленные формы, при прокатывании которых гравюра под большим давлением как бы оттискивается, выбивается, чеканится в будущей печатной форме в необходимом для печатного листа количестве. Для размножения применяют и травление, и гальванический способ, а в последние годы — даже специальные электронно-гравировальные автоматы.
В последние десятилетия наряду с одноцветной металлографией стали применять и многоцветную (ЧССР, США, Франция, Швеция), для чего изготовляют отдельные формы для каждой краски. При печатании с плоских печатных досок каждый цвет печатается отдельным прогоном. Это трудоемкая работа, но она дает высококачественные, очень эффектные оттиски, как, например, чехословацкие малые листы из четырех марок с репродукциями картин и гобеленов. Если форму изгибают и укрепляют на формном печатном цилиндре, это дает возможность печатать с большой скоростью на современных ротационных машинах с "бесконечным" полотном бумажного рулона. При таком способе системы цилиндров для каждой краски устанавливаются один за другим. Уже есть машины для 4 - 6-цветной металлографии.
Отличить марки, напечатанные металлографией, очень легко. Они имеют выпуклый слой краски в насыщенных местах, там, где на форме были более углубленные штрихи от граверского штихеля. Это можно почувствовать даже на ощупь или увидеть в косых лучах света. Линии четкие и чистые, растровые точки отсутствуют. На клеевой стороне негашеных марок часто видны характерные углубления, отвечающие крупным штрихам или контурам изображения (на лицевой стороне они выпуклые).
Глубокая растровая (ракельная) печать. При изготовлении формы для этого вида печати оригинал марки фотографируется с соответствующим уменьшением, негатив ретушируется, переводится в диапозитивы, из которых на зеркальном стекле монтируется будущий марочный лист (по количеству и размерам марок). Этот монтаж помещают в копировальную раму и поверх кладут лист светочувствительной бумаги с желатиновым пигментным слоем. Раму освещают, и на бумаге образуется дубленый желатиновый рельеф. На эту же бумагу копируется не только изображение, но и особый растр, отличающийся от растра для высокой и офсетной печати тем, что линии в нем прозрачны, а крошечные (около 500 на 1 см2) клеточки между ними черные.
Пигментную копию укрепляют на специально подготовленную медную поверхность формного цилиндра и обрабатывают специальными растворами. На медном слое образуются различно углубленные ячейки, соответствующие светлым и темным местам оригинала. Эти углубленные печатающие элементы имеют одинаковую площадь, равную клеточкам растра. При печатании более углубленные места воспринимают и отдают на бумагу больше краски, воспроизводя более насыщенные тона, и, наоборот, неглубокие места воспринимают меньше краски и передают менее насыщенные тона.
При печати жидкая краска наносится на всю поверхность формы, покрывая печатающие и непечатающие элементы (заполняя углубления). Специальный тонкий (0,2 мм) стальной нож — ракель (отсюда и название "ракельная печать") удаляет краску с непечатающих элементов, и бумага плотно прижимается обтянутым резиной цилиндром к печатному цилиндру, воспринимая краску с печатающих элементов. Невысокие перекрывающиеся линии растровой сетки на форме служат опорой ракелю, скользящему по ним, и задерживают жидкую краску в углубленных местах формы.
При глубокой многоцветной печати, как и при других способах, тоже изготовляется несколько форм (для каждой краски отдельно), которые последовательно монтируются в печатной машине. Высокая продуктивность этого способа печати позволяет широко использовать его в маркоиздательстве.
Отличительные признаки глубокой растровой печати: растровые точки четырехугольные (или ромбовидные) одинаковых размеров; ни измерением, ни на ощупь нельзя определить утолщения слоя краски, но растровые печатающие элементы имеют неодинаковую силу тона; нет резко очерченных контуров и линий; цифры и буквы имеют следы ракеля, неровности красочного слоя, пробелы, как бы соскобы; в местах светлых полутонов часто заметны белые растровые линии от выступающей сетки; на многокрасочных оттисках растровые точки наплывают друг на друга.
Рельефная печать. Рельефность изображения при этом виде печати достигается за счет изготовления двух форм: одной с углубленным изображением (матрицы), другой -с выпуклым (патрицы), выпуклости которой должны совпадать с углублениями первой формы и входить в них. Плотно зажимая бумагу между этими двумя формами, получают рельефное изображение. Когда-то рельефная печать использовалась для печатания центральной части изображения некоторых классических марок. Теперь она используется в виде бесцветного (блинтового) или тонированного, бронзированного, позолоченного тиснения для украшения марок, отпечатанных другими способами печати.
предыдущая статья Начать обсуждение в форуме следующая статья
Авторы:
Дата:   2007-09-23
Добавил:   revolt
Рейтинг:   0.00
Источник:

Отзывы членов Клуба
Добавить отзыв

 

Старые Статьи